Сентябрь 10 2010

Таракташ

Зубцы Ай-Петри — хорошо, а Таракташ — лучше

В нескольких километрах от  Ай- Петринских зубцов находится исключительно живописное урочище Таракташ. Через него проходит так называемая Таракташская тропа, по которой за 1,5-2 часа можно спуститься к Ялте (в район Поляны Сказок). Таракташская тропа — самый короткий из существующих спусков с Ай-Петри на Южный Берег.

Таракташ, в переводе с татарского, означает «каменный гребешок».

Гребешок — это длинный каменный «ломоть»,  который когда-то, очень давно, откололся от обрыва и сполз немного вниз, сохранив вертикальное положение — получилось что-то наподобие длинной крепостной стены. Между стеной и кромкой массива – уютная, поросшая соснами ложбина, с небольшой скалкой посередине — Таракташской Тумбочкой.

Слоистые известняки, слагающие стену, под воздействием выветривания приобрели причудливую форму. Стена кажется изборожденной горизонтальными полосами, точно по ней прошлись гигантскими граблями. В литературе Таракташ часто сравнивают со слоеным пирогом-наполеоном. На протяжении стены чередуются выступы и понижения – окна. На некоторые из этих окон несложно забраться. Любоваться окрестностями, сидя на таракташском «окне» — нечто не поддающееся описанию! Это надо ощутить самому. Потому, если будете на Ай-Петри, не пожалейте лишнего часа времени и сходите на Таракташ. Спускаться по тропе  в Ялту не обязательно, можно потом вернуться обратно к канатке или оставленной на стоянке машине.

Как добраться

От зубцов идем по автомобильной дороге на восток, пока не упремся в перекресток её с другой дорогой — трассой Ялта-Бахчисарай. Здесь поворачиваем направо, проходим буквально 100 м и сворачиваем на грунтовку, идущую к виднеющемуся неподалеку одноэтажному дому – обиталищу лесника.

Немного не доходя до дома, направо будет отходить перегороженная шлагбаумом грунтовка. Это и есть начало дороги на Таракташ. Обходим шлагбаум и идем по ней никуда не сворачивая. Подозрительное ответвление будет вскоре после шлагбаума, а дальше никаких развилок и других объектов, способных ввести вас в заблуждение не будет.

Дорога наша широкая, хорошо наезженная, с автомобильными колеями.
От дома лесника идти минут 15. Вскоре увидим, выделяющиеся на фоне травы, остатки снегозаградительной стены. Выглядит она сейчас скорее не как стена, а как сероватого цвета насыпь. Стена будет несколько десятков метров тянуться справа от дороги. Чуть дальше, в её разрыве, будет хорошо заметная тропка, отходящая вправо, и полуметровой высоты тур из камней. Эта тропка и ведет на Таракташ.

Еще один ориентир – балка со скалистыми бортами, справа от дороги. Её невозможно не заметить. Если до этого казалось, что мы идем по равнине, то эта балка сразу напомнит нам о горном рельефе. Нужная нам тропа начинается сразу за балкой.

Продолжаем движение по тропе. Она пересекает сосновое редколесье и выходит на мысок, с которого, если смотреть влево, будет просматриваться цель нашего путешествия –скальный гребень Таракташа.

От мыса тропа начинает идти на спуск. Неожиданно перед нами возникает развилка. Одна тропа пойдет вверх, другая вниз. Какую выбрать? Все зависит от конечного пункта путешествия. Если вы собираетесь спускаться в Ялту (к Учан-Су), то нужно выбрать сначала верхнюю тропку. Она выведет на верхний обрыв, откуда можно полюбоваться на Таракташ сверху. Потом возвращаемся обратно к развилке и по нижней тропе идем к скалам.

Если же спуск в Ялту не входит в ваши планы, например, в случае, если путешествуете на машине или собираетесь возвращаться на канатке, то сначала следует выбрать нижнюю тропу, пройти по ней к Таракташским скалам, а потом вернуться на развилку и, поднявшись по верхней тропе, осмотреть пейзаж сверху.

От развилки нижняя тропа ведет к скалам Таракташа, тянется вдоль всего гребня, и затем, обогнув его, начинает спуск вниз — к Ялте. Часа через два спуска вы выйдете к смотровой площадке со скамейкой в верховьях водопада Учан-су. Здесь следует повернуть направо, спуститься по лесной дороге. На еще одной развилке повернуть налево и выйти на трассу Ялта-Бахчисарай. Там поворачиваем налево и минуть через 5-7 оказываемся на остановке возле водопада, откуда каждый час отправляются маршрутки в Ялту. Если ждать маршрутку не хочется, то можно дойти до будки, где сидит кассир, пропускающий к водопаду, и оттуда по тропе спуститься к Поляне Сказок. Спуск займет еще около получаса.