Сентябрь 10 2010

Ай-Петри

Многие гости Крыма, уверены, что Ай-Петри — самая высокая точка полуострова. Придется их разочаровать, а заодно и рассказать об этой вершине подробнее….

Что такое Ай-Петри

Кто не знает Ай-Петри! Её зубчатый силуэт, гордо венчающий пейзаж в окрестностях Алупки, знаком каждому, кто хотя бы раз побывал в Крыму. Но мало кто знает, что Ай-Петри – это не только вершина с зубцами, куда в летний сезон устремляются массы отдыхающих. Ай-Петри – это огромный горный массив, протянувшийся с запада на восток на 25 км, а с севера на юг на 13 км и включающий не одну, а несколько вершин.

Гости полуострова, впервые попав на Ай-Петри, удивляются, когда вместо ожидаемого альпийского пика или чего-то наподобие, видят раскинувшееся вокруг равнинное пространство. Такие обширные плато, называемые яйлами (по-татарски – «летнее пастбище») – характерная особенность Главной гряды Крымских гор. Поверхность яйлы представляет собой холмистое плато с возвышающимися над ним отдельными вершинами. Наиболее значительные из таких вершин, относительная высота которых достигает 200-250 м, имеют собственные названия. На Ай-Петринском массиве это – Рока, Бедене-Кыр, Ат-Баш и др. Среди них, конечно же, и вершина Ай-Петри, украшенная знаменитыми зубцами и давшая название всему массиву. Высота её запоминается легко -1234 м — кстати, о звании самой высокой ей и заикаться неловко.

Эта часть массива – остаток древнего кораллового рифа, сформировавшегося в далекие геологические эпохи на мелководье теплого моря. Мощность коралловых известняков здесь достигает 600 м. Сами же зубцы – результат выветривания рассеченного трещинами известнякового монолита. Четыре самых крупных зубца имеют размеры от 12 до 15 м, а между ними  россыпь более мелких. К западу  рифовые известняки сменяются слоистыми, и уже в окрестностях скалы Шишко (там, где трасса Ялта –Бахчисарай выбирается на плато), под ногами совсем иная горная порода. все

Подземные тайны

Известняки, как коралловые, так и слоистые – легко карстующиеся породы. Потому все без исключения   крымские яйлы буквально испещрены карстовыми формами рельефа. Ай-Петринский массив, конечно же, уступает по количеству подземных полостей Чатыр-Дагу и Караби, но  не лишен своих спелеологических достопримечательностей. Здесь находится вторая по глубине в Крыму шахта Каскадная, уходящая под землю на 400 м. Две пещеры – Трехглазка и Геофизическая расположены совсем недалеко от станции канатки. До оборудованной Трехглазки всего 300 м. На дне этой, 26-метровой  полости, до середины лета не успевает стаять  накопившийся за зиму снег.  В конце 19-начале 20 века местные жители зарабатывали тем, что возили такой, добытый в яйлинских полостях, снег на телегах в Ялту. Товар пользовался спросом: холодильников еще не было и снег использовали для хранения продуктов. В телегах, под слоем соломы, снежные глыбы успешно доезжали до потребителя, несмотря на летнюю крымскую жару.

.
Наиболее закарстованный район на Ай-Петри– участок между г . Мердвен-Каясы и вершиной  Ат-Баш. Здесь более 200 карстовых полостей и более 1300 воронок.

Ай-Петри и люди

Ай-Петринская яйла привлекала человека давно. Еще в раннем палеолите (около 100 000 лет назад) сюда наведывались неандертальцы. Их манили богатые дичью яйлинские степи, где водились пещерный лев, сайга, бурый медведь, корсак, дикий кот и много прочей живности.

Непосредственно на самой яйле неандертальцы не жили, предпочитая более благоприятные, в климатическом отношении, долины. Сюда поднимались лишь для охоты.

Начиная с мезолита (10-8 тыс. лет назад) на яйле появляются временные поселения. Охотно селился здесь человек и в неолите. Это так же были поселения охотников, промышлявших оленей, косуль, кабанов. Стоянки тяготели к источникам пресной воды или временным озеркам – голям, где в карстовых понижениях имелся слой водонепроницаемой глины, задерживавший дождевые воды, а так же к перевалам, ведшим на ЮБК. Свидетельство популярности этих мест у людей древних эпох – большое количество кремневых орудий, находимых на плато. Особенно крупными являются стоянки у Ат-Баша и в урочище Балин-Кош, на западном склоне г. Бедене-Кыр.

Балин-Кошская стоянка была найдена случайно – в начале 20-го века трактором распахивали луговину под посадку картофеля. Плуг вынес на поверхность большое количество кремневых орудий, до того прятавшихся под слоем дерна. Здесь было найдено, в общей сложности, 12 000 кремневых ножей, скребков, нуклеусов и других предметов. Особый интерес представляют три камня с гравированным орнаментом в воде полос, зигзагообразных фигур. Один из них – окатанная галька, два других – плоские куски глинистого сланца. Возможно – это предметы культового назначения. Бросается в глаза их сходство с австралийской чурингой – камнем –«двойником» человека. Чурингу, сделанную колдуном, получал каждый взрослый член племени и потом хранил её в тайном месте. Австралийские аборигены верили, что завладев чьей-либо чурингой, можно было обрести власть над жизнью и смертью этого человека. По мнению этнографов, подобные верования были широко распространены ранее по всему Земному шару. Возможно, камни из Балин-Коша – такие же «чуринги» наших давних предков. Есть у этих камней и сходство с раскрашенными гальками, часто находимыми на стоянках зарубежной Европы.
Другая интересная находка – сосуд, похожий на греческий светильник, а так же  остатки грубой слабообожженной керамики – сосудов с заостренным днищем. Они встречаются и на Ат-Баше, и на Балин-Коше.

B 1 тысячелетия до н.э. плато пустеет, люди переселяются в долины, на склоны гор. Пустынны были яйлинские просторы и в античную эпоху, и в средние века. В районе зубцов в средние века существовал небольшой монастырёк с храмом, посвященным св. Петру. «Ай-Петри» переводится с греческого, как «Святой Петр». После того, как монастырь пришел в запустение, яйла окончательно обезлюдела. Климат здесь не курортный, условия суровые.

  Ялта-Бахчисарай

В конце 19 века через Ай-Петринское плато пролегла дорога, связавшая Ялту с расположенными за грядой долинами. Строительство дороги было очень непростым делом – вели её почти 30 лет, и  окончили в 1894 году. Особенно сложным был участок между 17 и 22–км, где крутизна склонов достигала 60-80 0. Здесь дорогу врезали в склон серпантином. Сложность постройки отметил сам император Александр 2 и по его повелению одна из примечательных скал на яйле была названа именем инженера, создавшего это  техническое  чудо. Так появилось на карте новое название – скала Шишко. Расположена скала в том месте, где трасса выходит на плато. Путешествующие на машинах обычно делают здесь остановку и любуются пейзажами со смотровой площадки (высота 1182м над у.м.).

Трасса Ялта-Бахчисарай — не единственное творение  инженера Шишко.  Он же построил нижнюю Магарачскую дорогу, ведущую в Никитский сад и первый водопровод Ялты. За заслуги он был выбран потомственным почетным гражданином города. Ну, а трасса через Ай-Петри с тех пор существует почти в неизменности, её лишь заасфальтировали.

Ай-Петриская метеостанция и другие постройки

Почти сразу после постройки дороги, на Ай-Петри появился первый очаг жизни – метеостанция. Она была основана в 1895 году как филиал Пулковской физической обсерватории. На станции не только проводились  метеонаблюдения, но и работали специалисты в таких областях как гидрология (Д.И. Кочерин), астрономия (А.Н. Ганский и Г.А. Тихов), ботаника (Е. В. Вульф), зоология (И.И. Пузанов). К концу 1980-х годов на Ай-Петри  функционировала не одна, а три метеостанции. Две другие располагались в котловине Беш-Текне и в урочище Ай-Димитрий. Обе основаны в 1963 году Ялтинской гидрогеологической и инженерно-геологической партией министерства геологии УССР. Главной целью их создания было изучение водного баланса трещинно-карстовых вод.

.
Еще одно заметное сооружение – несколько белых куполов на горе Бедене-Кыр (Перепелиная гора. 1320 м), которые видны даже с г Бойка в окрестностях Соколиного. Его часто называют обсерваторией, хотя на самом деле это военная радиолокационная станция.

За последние годы к этим постройкам, бывшим еще лет 20 назад единственными точками цивилизации на Ай-Петри, прибавились многочисленные заведения обслуживающие туристов и отдыхающих.

Ай-Петри и «цивилизация»

Свою популярность, в качестве туристического объекта, Ай-Петри приобрела задолго до наших дней. Еще в конце 19 века было модно совершать восхождения из Алупки на её зубчатую вершину. Тогда же зародилась и традиция встречать рассвет на Ай-Петри. В дореволюционные годы к услугам отдыхающих была небольшая гостиница «Ай-Петри» с ресторанчиком. Георгий Москвич, автор известного путеводителя тех лет, описывает её как довольно неплохую. Для групповых экскурсий обеды можно было заказать заранее, правда, звонить для этого нужно было не в ресторан, так как там телефона не было, а на … метеостанцию.

В 1987 году к зубцам  протянули линию канатной дороги. Проект её был довольно смелым, уж очень крут угол, под которым натянуты тросы — 45 0. Ничего подобного не строилось ранее не только в нашей стране, но и, вообще, в Европе. Тем не менее, дорога оказалась работоспособной. Местные жители очень гордятся своей канаткой. Протяженность её три километра. Это расстояние вагончик пробегает за 15-20 минут.

Однако, приход цивилизации на Ай-Петри принес и свои отрицательные плоды. Впечатление «цивилизованная Ай-Петри» вызывает самое малоприятное. Многочисленные, наспех возведенные, постройки непонятного назначения и весьма сомнительных архитектурных достоинств, заполонили южную часть плато.  Тесные прокуренные кафушки, соседствуют со стойлами для прогулочных лошадок. Кругом какие-то заборы, железки, сено…Великое множество прочих, далеких от эстетизма объектов. Не знаю, что здесь сносили осенью 2007 года, но основная масса уродливого безобразия вполне благополучно сохранилась. Потому это место сейчас пользуется популярностью лишь у ленивых отдыхающих, решивших разнообразить лежание на пляже какой-нибудь вылазкой. Истинные же любители природы обходят окрестности канатки стороной, направляясь в еще не испорченные курортной индустрией части массива.

Превратности климата


Несмотря на то, что Ай-Петри располагается на ласковом Южнобережье, климат здесь суровый. При подъеме в горы, как известно, температура падает на 0,6-0,7 0 С на каждые 100 метров подъема. Летом этот перепад не очень ощутим, а если и ощутим, то в приятную сторону. Другое дело зимой… В холодные месяцы, когда на побережье мокро и слякотно, на Ай-Петри начинается лыжный сезон. Яйла вся покрыта снегом. Перепад в среднегодовых температурах между Ялтой и Ай-Петринским плато составляет 7,2 0. На равнине такая разница бывает между пунктами расположенными на расстоянии 800-900 км один севернее другого. Так, что климат на плато отнюдь не мягкий.

Ай-Петринская зима сурова и коварна. Здесь случаются метели, не прекращающиеся по нескольку суток, часты зимние туманы. О том, как опасно оказаться застигнутым такой вот зимней метелью, показывает история трагической гибели биолога Ванькова в 1923г. Этот человек был далеко не «чайником» в горных походах. Изучая редкие виды растений, он обошел самые труднодоступные уголки Крымских гор. Как-то зимой Ваньков отправился на Ай-Петринскую метеостанцию. По всей видимости, он хотел навестить своего приятеля Левандовского, наблюдателя станции. Под вечер разыгралась сильная вьюга и Ваньков, отлично знавший местность, вероятно, потерял дорогу. Неизвестно сколько он бродил по яйле. Утором его тело нашли в 100 м от станции.

Зима в горах – время не безопасное. Казалось бы, Крым не Сибирь, но тем не менее, случаи смерти от переохлаждения здесь совсем не исключение. Пример тому не только случай с Ваньковым, но и трагедия, разыгравшаяся более 10 лет назад, когда в 2004 г на Ай-Петринском плато в тумане заблудилась группа из 11 донецких студентов. Несколько из них погибли от общего переохлаждения организма.

Грозное явление в любых зимних горах – лавины. Вопреки расхожим представлениям, они не редки и в горном Крыму. Крымские лавины не столь грандиозны, как в Альпах или на Кавказе, но даже небольшие лавины обладают огромной разрушительной силой, и в наших горах они нередко ста
новились причиной трагедий.
Из всего сказанного выше, не стоит делать выводы, что горы переполнены опасностями и любой поход есть исключительно рискованное предприятие. Важно лишь помнить об осторожности.

 

 

А если приручить Климат?

Во все времена года на Ай-Пертри случаются сильные ветры. Скорость их иногда достигает 40 м/с. В 1947 году зарегистрирована рекордная для Украины скорость ветра — 50 м/с. Зимой ветры особенно опасны. Работникам метеостанции, в этот период года, иногда приходится протягивать веревочные перила к своей метеоплощадке.

В довоенное время силу Ай-Петринских ветров собирались поставить на службу человеку. Электроветровую установку, которая должна была обеспечивать электричеством населенные пункты на Южнобережье, проектировал известный украинский теоретик Ю. Кондартюк, тот самый, который, еще до начала космической эры рассчитал параметры орбиты космического корабля для полета на Луну, послужившие впоследствии теоретической базой для американского проекта «Аполлон». Ветросиловая станция на Ай-Петри должна была давать 10 000 кВт электроэнергии. На горе Бедене-Кыр заложили фундамент, на котором должна была подняться вышка, спроектированная Н. В Никитиным, впоследствии ставшим известным как создатель Московского университета и Останкинской телебашни.

Однако, ветровая станция на Ай-Петри так и не появилась. После смерти С. Орджоникидзе, поддерживавшего этот проект, работы были приостановлены и впоследствии так и не возобновились.

Кстати:
—На западе Ай-Петринское плато тянется до перевала Байдарские ворота. На востоке его граница проходит по меридиану горы Рока.
— Высочайшая точка плато вовсе не зубцы, как часто считают, а гора Рока -1346 м. Вторая по высоте – г. Бедене- Кыр -1320 м. Когда мы читаем в справочнике: «Высота горы Ай-Петри 1324 м», речь идет именно о г. Ай-Петри (той самой, котороая с зубцами), а не обо всем плато.
—На Ай-Петринком плато в год выпадает 1052 мм. осадков, из них около 40% в виде снега. Снежный покров держится 3-4 месяца.
—На Ай-Петри в году наблюдается 186 туманных дней. Особенно часты туманы зимой.
—В старые времена о происхождении зубцов высказывались самые невероятные предположения. Так, в одном из дореволюционных путеводителей говориться, что вершина горы расщеплена молнией.

Топонимическая справка:
Бедене-Кыр – кр.–тат. «бедене» — «перпелка», «кыр», -«безлесная равнина»
Беш-Текне. — кр.–тат. «беш» — «пять», «текне»- корыто.
Рока — в переводе с кр.-тат. – «прялка»

Как добраться

Общественный транспорт на Ай-Петри не ходит!
  • на машине. из Ялты или Соколиного по трассе Ялта-Бахчисарай. В Ялте поворот находится недалеко от западного въезда в город. Следите за указателями. по пути можно посетить водопад Учан-Су. Учитывайте, что за счет серпантина, протяженность пути значительно возрастает.
  • на канатке. Станция находится в Мисхоре.
  • пешком. вариант для подготовленных туристов. существует несколько троп. Найти их описания можно на страницах моего путеводителя. быстрого подъема на Ай-Петри не существует, придется не менее 4 часов идти вверх.

Метки: ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 10.09.2010 admin в категории "Юго-Западный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *