Октябрь 10 2010

Массив Бойка

Массив Бойка  — место  где в лесных зарослях, затерялись следы древних поселений

Бойка – отрог Ай-Петринской яйлы, отделенный от основного массива тесниной Большого каньона. Крутые обрывы Бойки нависают с востока над с. Соколиным.

Когда въезжаешь в село со стороны Бахчисарая они видны в левые окна.


В Бойкинском массиве 5 вершин: Курушлюк (1026м), Бойка (1087м), Куш-кая (1107м), Караул-Кая (1134 м) и Сотира (1172м).
Бойка не так знаменита, как её сосед Большой каньон, но и она обладает своими интересными объектами, как природными, так и историческими.

Водопады, которых  никто не видел

Не многие знают, что на Бойке есть водопады.

В краеведческой литературе вы не найдете даже упоминания о них. Работники турфирм, вообще, не ведают об их существовании (может и к лучшему!). Лишь туристы-походники, узнав маршрут от своих собратьев по рюкзаку, пробираются сюда узкими горными тропками. Оба водопада — Бойкинский и Весенний находятся на обрыве западного склона массива. Оба они сезонные и действуют только весной во время интенсивного таяния снега на яйле, или же после обильных дождей.

 Уже не  Дырявый кулуар

Между ними находится еще один любопытный объект, так же обойденный вниманием в литературе – Дырявый кулуар — узкая расселина, заполненная сыпучими камнями, но тем не менее, вполне доступная для подъема  (разумеется при соответствующем уровне физической подготовки). Примерно посередине расселины когда-то был небольшой лаз-тоннель, заканчивающийся узким отверстием.

Дырявый кулуар – название туристическое, татары называли его – Тешик-богаз (дырявый проход), а славянское население – Браконьерский лаз.

Раньше ширина дырки была достаточной для того, чтобы в неё мог пролезть 100-килограммовый дядя. Потом, свалившийся сверху камень перекрыл половину дырки, оставив щель такой ширины, что сквозь  неё могли с трудом протиснуться,  лишь обладатели идеальной фигуры и кулуар можно  было использовать в качестве теста на наличие лишнего веса: тем, кто злоупотреблял пирожками и булочками, приходилось  обходить (вернее облазить) камень слева по скале. Так продолжалось еще   пару лет, пока  дыру не  завалило окончательно. Так что теперь  названию своему кулуар не соответствует.

Если, выбравшись из кулуара, обойти торчащие справа камни, то можно выйти на скалу Бадем-Кая, с прекрасной смотровой площадкой, откуда можно увидеть не только окрестные долины, но и только что пройденный путь. Бадем-кая является левым (орографически) бортом Дырявого кулуара, потому с неё открывается впечатляющий вид на его расселину. Бадем-Кая – в переводе с татарского «Миндальная скала», хотя на ней нет ни одного миндального дерева, только можжевельник, сосны, да всякие лиственные кустарники.

Пустынная Бойка

Вершина Бойкинского массива покрыта буково-грабовым лесом с изредка попадающимися полянами. Некоторые места совершенно дикие. Иной раз можно долго идти по лесу, не наткнувшись ни на единый след пребывания человека. Ни тебе бумажки, ни тебе пластикового пакета! Тропы, за исключением плановых маршрутов, пробиты слабо.

Даже не верится, что каких-то 600 лет назад на плато кипела жизнь! На хребте, соединявшем Курушлюк и Сотиру, располагалось достаточно крупное для своего времени поселение — городок Пойка. «Почтенная Пойка», как именовался он в одном из средневековых документов. Жители Пойки занимались металлолитейным промыслом. Они добывали железо из конкреций, встречавшихся неподалеку – в окрестностях Мульхудурского перевала. Через Пойку проходила дорога, связывавшая ЮБК и Бельбекскую долину.

Тропа современного 62-го маршрута, ведущего с Бойки в сёла Богатырь и Нагорное через Мульхудурский перевал, совпадает со средневековой дорогой. Местами вдоль тропы сохранились и фрагменты старых крепид.

Как-то на этой дороге нам встретилась компания из 3 человек с металлоискателем, возвращавшаяся с Бойкинского массива. Черными археологами их назвать, пожалуй, было бы слишком громко. Скорее так, любители. За день эти любители древностей насобирали довольно приличное количество старых лошадиных и бычьих подков. Это ли не свидетельство некогда кипучей жизни!

Поселение на Бойке возникло в 10-11 веке и существовало до конца 15 в, когда было уничтожено турецким нашествием. От него не сохранилось даже каких-нибудь вразумительных развалин. Единственный памятник – остатки храма Христа Спасителя. Это был трехнефный и трехапсидный храм, стены и пол которого были сложены из местного камня – бойкинского конгломерата.

Бойкинский конгломерат считается одним из самых декоративных пород Крыма. Особенно красив он на полированном разрезе.

Прямоугольник развалин храма – это все что осталось потомкам на память о «Почтенной Пойке».   Древние стены городских построек давно развалились и заросли травой. Но еще долго в деревнях близлежащих долин бытовали легенды о богатом городе, раскинувшемся в горах. Еще дольше прожило название поселения. Есть версия, что  Бойка – это и есть слегка измененная Пойка.

 Археологи обнаружили на горе следы шести населенных пунктов. Причем, селились люди в таких местах, которые мы не назвали бы удобными для жизни, например, в окрестностях родника Джевизлык (бывалые туристы знают где это). С одной стороны горный склон, с другой – довольно крутой спуск к Большому каньону. Кругом лес, никакой тебе уютной долинки! А люди жили!

Для защиты населенных пунктов на склонах горы строили укрепления. Три из них были на склонах Курушлюка со стороны Коккозской долины.

Укрепления представляли собой небольшие площадки, огражденные каменными стенами. Однако стены оказались бессильны перед наступавшими турецкими полчищами. В конце 15 века бойкинские поселения перестали существовать. С тех пор в этих местах никто не селился. Новые поселения зародились в окружающих массив долинах, но сама Бойка последние 500 лет оставалась безлюдной. В ханские времена Бойкинские леса стали одним из излюбленных мест охоты крымских властителей. Вплоть до 20 века это были дикие, почти нехоженые места. Да и сейчас стоит сойти с тропы, и попадаешь в настоящую лесную глушь.

Ореол мистики

Наверное,  оторванность от цивилизованного мира дала повод для создания некоторого таинственного ореола вокруг здешних мест. Последователи эзотерических учений, готовые объявить чуть ли не каждую более-менее значительную гору местом силы, именуют Бойку не иначе, как крымской Шамбалой и насочиняли о ней настолько невероятные истории, что даже пересказывать их как-то неловко. Что ж, каждый верит в свои легенды. Тому, кто умеет видеть истинную красоту природы нет необходимости приукрашивать окружающий мир таинственными выдумками. Он и без них может увидеть вокруг себя много необычного.


Метки: ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 10.10.2010 admin в категории "Юго-Западный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *