Ноябрь 28 2021

Лысая гора

Лысые горы – места ведьмовские, так гласит народная мудрость. Их  немало  по всему славянскому простору и дурная слава за ними тянется. У нашей Лысой горы, что над Байдарской долиной, такой мрачной ауры  нет, и пролета ступ над окрестностями  не наблюдалось.

Это вполне безобидная и  во всех отношениях приятная гора. А что лысая, так даже хорошо – обзор во все стороны: с юга на Байдарскую долину с – северо-восточных склонов на  Бельбекскую, отлично видна Бойка и Ялпах с Сандыком. А весной на Лысой горе цветут дикие пионы.

В общем,   можно не опасаться  повстречаться  тут с нечистью.

Как добраться:

Начинать путь надо в с. Передовое.  Первая ключевая точка – перевал Бечку, он же Кабаний. На перевал  иногда заезжают   на внедорожниках. Но если такого транспорта нет, идти  придется пешком.  Там не тропа, а настоящая дорога.

В книге Веникеева «Севастопольские маршруты» можно прочитать, что строили ее французские солдаты во время  Крымской войны.

Дорога не имеет развилок, и став на нее, вы непременно дойдете до перевала.

Главным ориентиром на начало пути будет школа в Передовом – белое, одноэтажное здание за забором. Она находится как раз на автобусной остановке.  Нам надо  обойти школу, оставляя ее по правую руку, и начать движение  вверх по сельской улице. Это улица Магсумова.  А дорога на перевал будет  ее продолжением. Итак, идем мимо школы (она справа). Потом село заканчивается и слева начнется забор не функционирующего лагеря. За лагерем асфальт сменится  гравийкой. Она идет до самого перевала.

До лагеря вполне доезжает  неполноприводная машина. Но дальше – пешком.

Там где заканчивается забор, справа есть карман для машин. Возле него можно свернуть на тропку. По ней вверх, затем налево.  Выигрыша во времени или километраже такой маневр  не даст. Он для тех, кто предпочитает движение по лесу, а не по дороге. Один пролет получится пройти в более атмосферном формате. Потом тропа опять соединиться с дорогой.  В целом, подъем до перевала Бечку займет около 2 часов.

От перевальной точки расходятся тропы вправо и влево. Вправо –на Ириту, влево –на Лысую. Ориентир – памятник. Но можно свернуть и чуть раньше, тропы потом соединятся. На подъеме разъезжено много грунтовок, в одном месте будет большая развилка.  Идем прямо вверх, пока не увидим  неширокую тропу без колеи. Сворачиваем на нее. Проскакиваем через лес и выходим на открытое пространство.  Вот мы и достигли цели.

Чтобы увидеть Байдарскую долину надо дойти до вершины с крестом.

Поскольку возвращаться одной и той же дорогой не интересно, можно пройти в сторону горы Мачу.

По тропе возвращаемся на грунтовку и продолжим движение на запад. Там где от грунтовки  отойдет ветка вправо – не проходим мимо.   Буквально минуту вверх по склону и мы на смотровой. И пусть вас не удивляет лавочка на обрыве, будто где-то в парке. Тут можно вполне гламурно распить термос с чаем, а потом отправиться дальше.

Уйти на спуск в долину можно в двух местах: на перевале Коклуз Восточный и в точке N 440   32.4954    Е.33 51.1456. Но если в первом случае спуск начинается вполне понятно, то во втором тропинку можно сравнить с сусликом: «а она там есть!», но сразу ее не обнаружить. На развилке надо взять влево, ниже  будет обширная поляна. Если у вас сеть maps.me, он будет показывать наличие тропы. По этой линии и надо идти.  Курсор будет скользить по пунктиру, но под ногами вы увидите только камни и траву и никаких признаков натоптанности.

Если навигатора нет – значит просто храбро спускаемся до кромки леса и  вгрызаемся в заросли. Лес не густой, мачете не понадобится. Наша цель – войти в тальвег оврага. Там обнаружится тропа. Сначала это будет намек, но чем дальше, тем все более четко станет она проявляться. Видно, что здесь давно никто не ходит и тропа потихоньку зарастает. Минут через 20 она сольется с грунтовкой, спускающейся с перевала Коклуз Восточный. Дальше вопрос «куда идти?» возникать не будет. Идти надо вниз.

Подозрительная развилка будет на краю большой поляны. Там одна ветка уйдет вправо, а другая сделает резкий поворот почти на 180 и нырнет на спуск. На спуск и идем. Но если есть время, направо тоже можно заглянуть — поляна уютная, хороший вид на горы, располагает к отдыху и привалу. Чуть ниже снова будет развилка, но обе ветки сходятся. Ближе к долине развилок станет больше,  там уже понятно направление.

Часа через два после начала спуска выйдем в центр Передового.