Декабрь 15 2018

На Бойку через Дырявый кулуар

Вариант экстремальной прогулки для не совсем нормальных людей.

Относительно сложности этого маршрута бытуют разные мнения. Кто-то считает его совершенно несложным, кто-то зачисляет в разряд достаточно экстремальных. Вероятно, все зависит от личного восприятия. Я бы не назвала его сложным, но не назвала бы и скучным.

Путешествие к Дырявому кулуару начинаем от остановки в Соколином. Проходим немного по дороге в сторону Каньона и за кафе (первый поворот после остановки) сворачиваем влево. Спускаемся по улице, переходим по мосту Коккозку, проходим мимо мечети, затем вдоль забора бывшего Юсуповского имения (сейчас здесь интернат). Дорога тут поворачивает направо. Еще немного вверх и поднимаемся к развилке. Справа хороший ориентир — железная водонапорная вышка. Поворачиваем на улицу, идущую влево-вверх (ул. Нижняя Речная). Идем по ней, не сворачивая на проулки. Улица Речная постепенно переходит в ул. Горную. Вскоре дорога приводит к просторному двору, где за забором видны пчелиные ульи. Здесь дорога делает крутую петлю и поворачивает налево-вверх.

Продолжаем двигаться по ней. Через некоторое время увидим, чернеющую параллельно дороге, трубу водопровода. Идем до развилки. На развилке одно ответвление уходит вниз, другое, перегороженное шлагбаумом — вверх. Проходим под шлагбаумом и углубляемся в лес. Здесь на пути встретится еще одна развилка. Наше ответвление – правое. Через некоторое время, справа от дороги, увидим  остатки оленьей кормушки, а еще через небольшой промежуток пути наша дорога сольется с траверсной тропой, идущей  вдоль слона Бойки. Здесь поворачиваем направо и идем до спуска в овраг, весной по нему струится вода Бойкинского водопада.

В овраге, почти сразу за ручьем, будет просматриваться слабая тропка, ответвляющаяся влево. Она ведет к Дырявому кулуару. Если идти вдоль русла ручья, то через некоторое время можно выйти в ущелье, по которому стекает водопад Бойкинский.

Тропа, которая ведет к кулуару, сначала идет параллельно руслу оврага, а потом уходит от него вправо и начинает крутой подъем вверх. Местами тропа хорошо заметна, местами почти теряется, но вскоре появляется вновь. Вскарабкавшись между камней и деревьев, тропа приводит к нижней части дырявого кулуара.

Отсюда он выглядит . как круто уходящая вверх расселина. Днище  усыпано камнями разных размеров. Двигаться по этой сыпухе не легко. Камни съезжают вниз, потому подниматься лучше на приличном расстоянии друг от друга. Примерно посередине подъема  раньше был камень с небольшим тоннельчиком, заканчивающимся в конце узким лазом дыркой, из–за которой кулуар и получил название «Дырявый».  Сейчас дырка завалена обрушившимся сверху камнями .

Самая сложная часть подъема — примерно в районе бывшей дырки. Там надо карабкаться. С рюкзаками это неудобно, потому метров 5 репшнура (для вытаскивания рюкзаков) не помешают.
Следующее препятствие – скалы под тисовыми деревьями – проходится с правой стороны. Это – последнее препятствие Сразу за скалами выход из кулуара.

Передохнем и, после отдыха, отправимся на смотровую площадку на скале Бадем-Кая. Огибаем находящиеся справа от нас камни и по слабой тропке выходим на открытую площадку.

Скала Бадем-Кая ограничивает левый (орографический) борт Дырявого кулуара. Она выдается вперед узким мысом, с которого отлично видны все окрестности. Слева – долина реки Коккозки с селом Соколиным и над ними массив Седам-Кая. Справа – впечатляющая пропасть, дном (или одной из стенок) которой является Дырявый кулуар. Оглядываясь отсюда на только что пройденный маршрут, начинаешь невольно испытывать к себе уважение (может сюда стоит водить людей с заниженной самооценкой?!)

Но вот Дырявый кулуар пройден. Куда идти дальше? Кажется самым разумным продолжить путь по тропе, уходящей влево. Эта тропа, кажущаяся вначале такой хорошей, в конце-концов выводит к  скалам на краю ущелья и там исчезает.

На самом деле тропа там есть, она идет вдоль всего оврага. Но она настолько слабая и нечеткая, что  не  имея навигатора  с треком, никакой уверенности , в том, что на нее выйдешь нет. Остается надеяться, что ее когда-нибудь натопчут, ведь лет 5 назад и этой тропки-замухрыжки не было.
Кажется невероятным: столько народу ходит по Дырявому кулуару, а вразумительной тропы нет! Но это, тем не менее, так.
Пообщавшись с другими туристами, ходившими этим же маршрутом, просмотрев отчеты в Интернете, выяснила, что большинство  ходило там «навпростэць», безо всякой тропы.

Сверившись с картой и двигаясь по азимуту, а еще лучше, воспользовавшись навигатором,  можно, в конце –концов, выйти на тропу, ведущую к храму Христа Спасителя.

В общем, тем или иным способом надо идти к развалинам храма, а там несколько  плановых маршрутов проходит.

На схеме цифрами обозначено:

Опубликовано 15.12.2018 admin в категории "Юго-Западный Крым

2 COMMENTS :

1. By Григорий on

Татьяна, огромное спасибо за Вашу работу! Столько времени, в походах, сэкономлено для его правильного использования))): любования природой, полноценного отдыха, получения ответов на «местные загадки». А сколько новых планов возникает при просмотре Ваших отчетов! Дай Бог Вам, как-можно дольше сохранять Ваш энтузиазм и открывать новые, интересные места!