Апрель 8 2020

Свирский каньон

Об этом месте мне не приходилось раньше читать или слышать. Узнала о нем за один день до посещения, просто листая Инстаграм. В тот  день мы ездили фотографировать  мимозу и  решили, почему бы не заехать по  пути. И это оказалось открытием дня.

Хоть мимоза была прекрасна, но Свирское ущелье просто восхитительно! Особенно там понравится тем, кто  увлекается фильмами про   приключения в джунглях, заброшенные города и сокровища. Здесь все, как в таком фильме.

Самое удивительное , что до этого великолепия не надо идти несколько километров, куда-то взбираться в поте лица, с риском для жизни преодолевать скальники.  Всё в шаговой доступности  от  трассы и оборудовано мостиками, дабы неподготовленные посетители, не шлёпнулись в воду. Впрочем, если вы любитель долгих бродилок, для вас будет продолжение (о нем ниже), но самое «мощное» место находится  практически на окраине поселка.

Природа  припрятала его так, что погружение в сказку происходит неожиданно и одномоментно: берега  начинают сужаться,  долина превращается в ущелье,  солнечный свет сменяется сумраком, но ты пока  просто идешь по маршрутной тропе, твои мысли совершенно спокойны, фотик болтается на ремешке. Ведь ты и раньше видел много каньонов!

Эмоциональная буря начинается на середине первого мостика.

Фотаппарат из рук уже не отпускается. Мостики уводят вглубь ущелья, под темные скалы и ты будто шагаешь за полотно киноэкрана, прямо в фильм о дальних странах, сокровищах и диких аборигенах.

Темно-коричневые слоистые скалы смыкаются вверху. Их края закрывают небо,  пропуская минимум света, со стенок свисают плющи, мхи, папоротники. Если на дворе весна, то кое-где еще и будет капать сверху, а мостики идут все дальше. Но главное волшебство припасено «под занавес» –  каньон снова расширяется, подобно пещерному залу.  Камень тут не только по сторонам, но и сверху. И в этот каменный мешок, откуда-то с высоты, несется мощная струя водопада, наполняя ярко-бирюзовую ванну. Место удивительное, и уходить отсюда не хочется.

Вот такое маленькое приключение можно пережить, приехав а Лазаревское.

Как уже говорилось, приключение реально продлить, пройдя полный кольцевой маршрут, где добавочными бонусами будут корытообразный дольмен, водопад «Адам и Ева» и Лунный камень. В маршрутной схеме еще указывается водопад Тещины слезы, но он интереса не представляет – слишком обычный. «Адам и Ева» тоже невелик,  там более привлекателен окружающий пейзаж. Вокруг много замшелого валежника,  покрытого мхами и папоротниками – такие себе мини-джунгли.

Лунный камень – это   древний менгир. Эзотерики придумали легенду, что  тот, кто прикоснется к нему,  приобретет мудрость и способность принимать правильные решения.

Интересен и еще один участок каньона, который находится слева от развилки за бродом. Если вы будете проходить полный маршрут,  то его удобно посетить на обратном пути, после водопада тещины слезы. С тропы к нему ведет лестница. Не поленитесь спуститься, там поток ныряет в узкую округлую щель похожую на кишку.

Так что место здесь на все вкусы. Подойдет и ленивым отдыхающим и  неугомонным бродяжкам.

Как добраться

Каньон находится на окраине  поселка Лазаревское.

Приезжаем в Лазаревское и ищем улицу Победы. Она идет почти параллельно трассе. Между кафе «Минутка» и минимаркетом (на окраине со стороны Туапсе) сворачиваем в сторону гор, на улицу Свирскую. Доезжаем до конца. Там находится касса входа в каньон. Территория принадлежит Сочинскому национальному парку, потому вход платный – 100 р

Проблем с ориентированием по пути однозначно не будет. Весь маршрут отлично промаркирован красными метками,  через реку сделаны мостики, на развилках указатели.

За 10 минут от входа доходим до пикниковой поляны. Видим 2 тропы – прямо и направо.

Сперва надо посетить  Свирской водопад – тот самый,  в ущелье, потому идём направо

Прямо – это для тех,  кому не лень пройти несколько км, чтобы увидеть дольмен, менгир  и еще один водопад.

А к  Свирскому водопаду –направо, вдоль реки.  Там, на боковом  притоке, есть еще какой-то худосочный, но высокий  водопад. К нему можно подойти, можно нет. Особого впечатления он не производит.

Главный водопад в ущелье.

Людям со слабой физподготовкой прогулки к водопаду достаточно. Тем более, что самое мощное  место на  маршруте они  уже увидели.

Только неугомонные искатели приключений отправятся дальше. Тем, кто пойдет полный маршрут, придется идти целый час, и местами вверх,  еще надо будет  переходить реку без мостиков, по камням. А потом возвращаться обратно.

Они тоже должны вернуться на пикниковую поляну,  и с нее продолжить подъем вверх по дороге к ЛЭП. Далее минут 20 идем без особого подъема. Потом  на нашем пути возникнет река. За ней  — затяжной подъем. В самом его начале (минут 5 от  брода) будет развилка.

1.Налево  идем, если время поджимает или если уже устали. Там еще одно ущелье  — весьма симпатичное и заслуживающее того, чтобы  быть увиденным  — то самое, где «кишка».

а еще дальше  водопад Тещины слезы. Можно свернуть на левое ответвление, спуститься к каньону,  и назад. На тещины слезы можно и не смотреть  – ничего особого.

1. Если же времени достаточно, то пройдем полный маршрут. Он имеет кольцевую структуру и   мы вернемся в ту же точку. То есть  выйдем на эту же развилку, замкнув круг и ничего не пропустив. В этом случае  нам направо. Идем вверх минут 30-40.  наградой за упорство будет дольмен.

Еще минут 20 до конечной точки маршрута —  водопада Адам и Ева. Поскольку маршрут кольцевой, возвращаемся мы по другой дороге. Переходим реку, минут за 5 добираемся до Лунного камня.

Дальше спускаемся по тропе.  На этом участке важно следить за маркировкой: есть развилка, где более натоптанная дорога уйдет прямо, а нам надо будет свернуть влево-вниз и спуститься на открытый участок. Тропа отлично отмаркирована,  будете внимательны – не заблудитесь! Следующий пункт – водопад Тещины слезы, а потом еще один интересный участок каньона  (о нем упоминалось выше)–»кишка». Туда  ведут ступеньки.  Исследовав его – возвращаемся на тропу и почти сразу оказываемся на знакомой развилке. Дальше останется перейти реку, пройти по грунтовке под ЛЭП, миновать пикниковую поляну и выйти к  кассе.

На полный маршрут потребуется вам не менее 3 часов. Лучше закладывать все 4. чтобы не спешить, фотографировать и наслаждаться.

Мы стартовали в 14-10, быстро добрались до Свирского водопада, но надолго там зависли. В 15-20 начали движение  от пикниковой поляны по полному кругу, в 16-13 были у водопада Адам и Ева  и в 17 -15 вернулись к кассе. Фотографировали много.

Координаты свирского водопада: N 430 56.15/  Е 390 19. 483/

Координаты дольмена Слава: N 430 56.717/  Е 390 19. 883/

Координаты водопада Адам и Ева: N 430 56.983/  Е 390 20. 183/

Координаты Лунного камня: N 430 56.993/  Е 390 19. 95/

Координаты водопада тещины слезы: N 430 56.667/  Е 390 19. 7/

Скачать трек (формат plt)

Скачать трек (формат gps)

Комментарии к треку:

в одном файле полностью записана вся поездка за один день, включающая посещение Волконского дольмена и Свирского ущелья.