Январь 26 2021

Каменные грибы Джилы-Су

Каменные грибы  запрятаны далеко и высоко. Ползти к ним долго и  муторно, но занимательно. По пути будут  ущелья, водопады, суслики, лунные ландшафты, тропы над пропастью и прочие атрибуты приключенческого жанра, а еще несколько крутых каменистых подъемов.

И наконец, когда вы же будете готовы сказать «нафига зачем я сюда поперся пошёл» появятся они. Эзотерики считают их местом силы. Ученые – фигурами выветривания, а для туриста это притягательный объект. И сами Грибы, и дорога запомнятся. Эмоций будет  вагон. Главное правильно оценить свои физические возможности.

В интернете данные разноречивы. Кто-то успел сбегать к грибам за 3.5 часа, кто-то шел  к ним целый день, кто-то поворачивал назад, не достигнув цели. И то, и другое, и третье верно. Все зависит от уровня подготовки, времени года, состоянии дороги, погоды и т.д.

Мы угодили сюда спустя два дня после метели. В теневых местах и на высоте  лежал снег. Тропы стали скользкими, потому скорость оказалась меньше запланированной

Но даже если вам посчастливится  идти при идеальной летней погоде учитывайте, что расстояние от стоянки до Грибов 9,4 км (так показал навигатор), набор высоты около 850 м. Есть место, где тем, кто боится высоты будет не по себе. Для ориентирования  желательно иметь навигатор с треком или хотя бы meps.me. Ориентироваться, в целом, не сложно, но маркировки нет, развилки есть, потому шайтан-прибор лишним не будет

Выходить  лучше рано утром, пока небо  ясное. Еще раз напомню про  свойство кавказской погоды портиться после обеда.

Начальный участок  пути сомнения не вызывает. От стоянки спускаемся вниз по асфальту  мимо домика, пересекаем реку по металлическому мосту. Слева водопад Султан,

а нам направо, на широкую дорогу вверх. Она поднимается зигзагами довольно плавно.

Через 40 минут подъем закончится и   впереди откроется вид на широкую  плоскую долину. Исконное название ее Ирахик-сырт, но в туристском оби ходе она больше известна, как  поляна Эммануэля.

Есть два варианта дальнейшего движения. Направо, через кошару и деревянный мостик,  или налево, через Калинов мост.

Направо проще и быстрее, налево – интереснее. Если есть время и задор, то вариант 2  лучше. А вариант 1  можно оставить для обратного пути

Калинов мост –  естественная каменная перемычка над пропастью. От той точки, куда пришла дорога, он не виден. Надо пройти левее, на пригорок, с него уже видна уходящая вниз тропа и сам «мост».

Под ним бурлит река и срывается водопад Султан. Такой «мостик» с первого взгляда может вызвать опасения. Но на самом деле он довольно широк. Спуск к нему крутой – важно не спешить. Тропка петляет среди диких красноватых скал. Интересно рассматривать  каньон изнутри – нагромождение останцов и гребней, между которыми клокочет  белая пена.

Переход заберет некоторое время. Потом до поляны Эммануэля будем идти среди  каменного хаоса. Черные базальтовые глыбы, а над ними куполообразная махина Эльбруса.

Засмотревшись  на эту картину, я ухитрилась  угодить в нору суслика. Они попадаются  прямо на тропе и размеры . вполне достаточны, чтобы пропустить  дамский ботинок. Так что рекомендую смотреть под ноги

Суслики это особая  фишка поляны Эммануэля. Их множество. Они носятся по траве, свистят. Голосок  у них мелодичный,  его можно принять за птичий щебет.

Людей суслики особо не боятся. Туристы уже приучили местную популяцию к халявной еде. Так что если прихватите с собой хлебушек, сможете покормить этих забавных толстячков. Жуют они уморительно. Главное за кормежкой не забыть о маршруте — идти еще прилично.

В дальнем конце поляны Эммануэля видны домики , это лагерь, где альпинисты останавливаются перед восхождением на Эльбрус с севера.

Наш маршрут совпадает с началом альпинистской тропы,

Совпадает он и с путем первовосходителелй на гору

Первый раз на Эльбрус поднимались именно с Севера. Руководил экспедицией генерал Георгий Эмануэль. Руководство осуществлялось по принципу: «Вперед, орлы, а я за вами» — сам генерал на вершину не поднимался, а наблюдал за продвижением своей команды в подзорную трубу с поляны, которая теперь названа в его честь. В составе команды были ученые, казаки  и местный проводник Хиллар Хачиров. Никаких представлений об акклиматизации и технике восхождений  тогда не было. Потому просто поднимались, рассчитывая на упорство и везение. Ученые и казаки поднялись дальше, чем  генерал. Но и их остановила Гора.  Место, до которого они забрались, носит название – скалы Ленца по имени  участника экспедиции, ученого-физика Эмилия Христиановича Ленца.  Дальше упрямо пошел только проводник. Он и   поднялся на вершину. Там он сложил пирамиду из камней и  водрузил  на неё свою шапку.

Нам надо миновать альплагерь и  продолжать движение по тропе. Впереди видна ущелевидная долина. По правому орографическому берегу проходит тропа. Это продолжение нашего пути. Можно было бы идти  по широким дорогам левого берега, но не зная точно, где покинуть грунтовку,  мы рискуем просто уйти в другую сторону. А тропа правого берега ведет точно туда, куда нам надо. Но приготовьтесь к трудностям. Посмотрите на meps.me, там так и написано: «опасная тропа». Особенно противна она, если обледенеет.

Нам она досталась именно в таком виде. Склон тут теневой, скользкий и мокрый, слева скала, справа -пропасть. Чем дальше идешь, тем выше поднимаешься. Ботинки скользят, приходится вымерять каждый шаг, вцепившись  руками за камни.  Экстрима получили «от пуза».

Когда выбрались на более-менее ровное место, первый вопрос был: «мы что и назад здесь пойдем?».

Нет, обратно можно и по другому склону. Направление уже известно, потому логично  выбрать более легкий вариант (зеленая стрелка на картинке).

После Опасной тропы – небольшой подъем

и впереди открывается широкое пространство. Еще одна поляна. Вокруг горы, а между ними плоская как стол поверхность размеров не маленьких – около 2 км в поперечнике.

Надо пересечь ее до противоположного борта. Развилок нет, тропа одна.

Называется поляна довольно странно – Немецкий аэродром. О ней гуляет легенда, что во времена ВОВ тут приземлился немецкий самолет, на борту которого  находились узкоглазые граждане в странных одеяниях. Как гласит легенда –  самолет высадил здесь своих пассажиров и обратно улетел без них. Были это, по эзотерической версии, тибетские ламы, искавшие тут дверь в Шамбалу.

А нам, вместо Шамбалы, предстоит карабкаться на еще одну «стенку». Чем ближе мы подходим к противоположному борту долины, тем яснее становится, что этот высоченный, казавшийся очень крутым склон –продолжение   нашего пути. Хорошо, что  его не надо штурмовать в лоб. Тропа проложена зигзагами и по ней вполне комфортно (когда нет снега) подниматься.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Правда, долго. Набор высоты не маленький. А за подъемом очередная поляна. Необычная: желтая трава, черные скалы. Тот тут то там торчат груды черных камней – вулканической лавы, они громоздятся вокруг, будто их высыпали из кузова самосвала. Скалы опоясывают поляну по периметру, создавая замкнутое пространство. Здесь можно снимать фильмы про иные миры – поляна так и называется – лунная. Хотя на «мепсе» она прозаически именуется Большая поляна под грибами.

Рано думать, что мы пришли – тропа упорно идет к очередному подъему.

И снова вверх. здесь уже чувствуется высота. Подниматься тяжелее. В конце подъема скалы подступают к тропе, образуя узкий проход, словно портал в неведомый мир. За проходом очередная поляна, маленькая, как комнатушка, стиснутая, как стенами,   высоченными черными зубчатыми скалами.

Здесь одновременно уютно и тревожно. Но грибов тут нет, испытания на прочность продолжаются: впереди очередной подъем, очередной крутой склон.

Некоторые участники нашей группы, взглянув на него, решили, что с них хватит, они останутся на поляне. А кто-то остался еще на Лунной

Но нашлись  и те, для кого притяжение цели сильнее усталости. Они продолжаю ползти дальше

Это последний подъем. За ним небольшое наклонное плато, утыканное странными творениями природы – каменными грибами

Их  более 10. Форма —  весьма причудлива. Сложены они вулканическим туфом, разной прочности.. Неравномерное разрушение породы и создало эти странные фигуры. Эзотерики считают, что здесь находится какой-то энергетический центр. Но мистического трепета место не вызывает. Его скорее вызывает поляна внизу. А здесь, наоборот, чувствуется детский восторг, любопытство и восхищение изобретательностью природы создавшей такие невиданные  штуковина. А над тобой белая громадина Эльбруса.

К грибам мы добрались к 14-30. Подъем занял более 5  часов.

Теперь предстояло вернуться на стоянку до темноты. Идти на спуск было быстрее. Дорога та же.

Но через опасную тропу решили не возвращаться. Спустились к реке. Перешли ее по камням. Без тропы влезли на противоположный берег. Там, метрах в 20 над рекой, проходит дорога. По ней и спускались. Сверху отлично видна поляна Эммануэля и ориентироваться легко. В дальней части поляны просматривается группа домиков – кошара. Нам надо выйти к ней. Идем по дороге, параллельно реке. Наконец тропа упирается в реку. Так и должно быть. Перебираемся на противоположный борт, выходим на пригорок и снова спускаемся к реке, теперь уже другой. Раки сливаются тут. Есть мост из деревянных жердочек. Переходим по нему и держим направление на кошару. Возле кошары есть собаки. Потому лучше идти группой. При нашем появлении они агрессии не проявили, но уверенности в их безобидности нет. Далее поднимаемся на пригорок и там смыкаемся с тропой, по которой мы начинали движение. Осталось совсем немного и мы снова на стоянке. На часах 18-00, спускаются сумерки

Путь через левый берег и кошару  быстрее, чем через Калинов мост и  Опасную тропу, но он скучнее и не так много мест для фотографирования.

Что сказать о маршруте в целом? Не для новичков, не для нытиков. Долго, утомительно. Но красиво. Для безбашенных романтиков и фотоманьяков– самое то.

Хронометраж:

8-20 – старт. (Джилы-Су)

10-00 прошли Калинов мост

10-47 –поляна Эммануэля

11-39 вышли к Опасной тропе

12-20 – Немецкий аэродром

12-53 – Начало подъема

13-30- Лунная поляна

14-30 – Грибы

15-00 – в обратный путь

16-00 Немецкий аэродром

18-00 – Джилы-Су.

Скачать трек

визуализация трека

 


Метки: , , , , , ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 26.01.2021 admin в категории "Северное Приэльбрусье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *