Декабрь 22 2018

Тепе-Кермен

Тепе-Кермен туристы любят и приезжие, и местные. Не то, чтобы в нем было что-то особенное. Сам город – кульминация очень приятного маршрута, с массой всяческих красивостей и интересностей. Приметных мест по пути много: Успенский монастырь, Чуфут-Кале, караимское кладбище, две чудесные смотровые, а потом приятная прогулка по лесу. Такие маршруты не надоедают. Весной и осенью места очень лиричные. 


На что похож Тепе, сказать затруднительно. Но на что-то похож – оригинальная вершина, заметная. Очень здорово он выделяется на фоне соседнего Кыз-Кермена.

Кыз-Кермен длинный и плоский, как вытянутый язык, а Тепе, наоборот, кругленький, с маленькой платообразной нашлепкой сверху, похожий на конус в кепочке. Романтикам он напоминает вулкан. Художник, и тоже романтик, Константин Богаевский перенес силуэт Тепе-Кермена на картину «Алтари в пустыне». Он там легко узнаваем на фоне выдуманного пейзажа.

Средневековый город

На самом деле дымящиеся на вершинах жертвенники – художественно- поэтический вымысел. В реальности наверху находилось обычное средневековое поселение. Судя по находкам, первые обитатели появились здесь в 6 веке н.э., а период максимального расцвета приходится на 11-14 в. Плато на вершине крошечное – всего 1 гектар площадью, за полчаса можно обойти прогулочным шагом. Сейчас оно сплошь покрыто кустарником, а когда-то там стояли дома. Наверное неплохо было древним обитателям: живешь, как на 100-ом этаже небоскреба, круговой обзор не десятки километров; вокруг плато обрывы, врагу не подступится. Уютно, красиво, безопасно.

Типичный пещерный

Как и в других пещерных городах, люди предпочитали жить в нормальных человеческих жилищах, а пещеры использовать для хозяйственных нужд, религиозных церемоний и для обороны. Всего на Тепе-Кермене 250 искусственных вырубок. 80% из них служили стойлами для скота. Еще 5% составляли всякие амбары и подсобки. Тип пещерных сооружений может наглядно рассказать о том, чем занимались жители поселения, какова была его хозяйственная специализация. Так Бакла, с ее огромным количеством зерновых ям, была земледельческим комплексом, Качи-Кальон где масса тарапанов, понятное дело, специализировался на виноделии, а на Тепе-Кермене преобладают пещеры с кормушками. Это было скотоводческое поселение. Много кормушек и на Эски –Кермене.

Вся макушка Тепе по периметру изрыта пещерами. На западной оконечности преобладают оборонительные казематы. В них всегда есть небольшие окошечки, обращенные в сторону долины и отверстия на уровне пола. Через первые защитники могли обстреливать врага из луков, а из вторых скатывать камни на голову супостатам. Остальные пещеры — подвалы давно стертых временем усадеб.

Пещеры типичные, «как везде». Наиболее интересные точки – комплекс у главного входа и « церковь с баптистерием».

Комплекс у главного входа

Комплекс у главного входа похож на многоэтажку. Пещеры расположены в несколько ярусов. Некоторые из них — настоящие квартиры: дверные проемы, ходы , лесенки. Из одной пещеры вход в другою, из другой — в третью. Есть пещеры необычно просторные, есть совсем маленькие. Как бы живописно не выглядели все эти апартаменты, были они, самыми обыкновенными хлевами, где содержали скот. Большие ванны вдоль стен – это кормушки куда насыпали зерно или сено. Тут же пробиты отверстия для привязывания животных.
Среди хлевов попадаются и жилые комнатки. Вероятно для тех, кто присматривал за мычащим и блеющим богатством. Там вместо кормушек –каменные лежанки, в стенах выбиты небольшие ниши для светильников и всякой утвари. Кое-где на полу можно увидеть каплеобразные углубления — это очаги. Их странная форма легко объясняется. Предполагается, что углубление, в котором горел огонь, сверху перекрывалось керамическим конусом, служившим подставкой для горшков и прочей посуды, а остававшийся открытым хвостик «капли» выполнял роль поддувала. Через него также добавлялось свежее топливо. Вроде бы все предусмотрено. Только почему помещения без передней стенки: все жилище нараспашку, по каменным закоулкам гуляет ветер.
Разумеется, никто изначально так не строил. Когда-то весь комплекс пещер находился внутри скалы. Но со временем часть породы обрушилась и «многоэтажка» осталась без фасада. Теперь мы видим ее в разрезе.

Набродившись по каменным анфиладам и направившись в сторону подъема, посетители всегда обращают внимание на пещеру с двумя аккуратными полукруглыми нишами и обычно угадывают в ней какой-то культовый объект. Угадывают правильно. То же самое полагают и археологи.

Церковь с баптистерием

Пещеры на плато продвинутого туриста не удивят: « такое мы уже видели!». Видели, де не всё! «Церковь с баптистерием» точно не видели. Аналогов в Крыму нет. У нее своеобразное архитектурное решение. Во-первых, она ориентирована не так, как положено порядочной церкви: продольная ось вытянута по линии север-юг, а не запад-восток. Во-вторых очень необычно размещение алтаря. В христианских храмах, он, почти всегда, находится в специальной полукруглой нише-абсиде, а здесь, наоборот, вынесен внутрь помещения. Алтарь интересен еще и тем, что не сложен отдельно, а высечен из монолита скалы одновременно со строительством храма – алтарная преграда «вырастает» из пола и «врастает» в пололок. Оригинальность архитектуры отвлекает на себя все внимание, маскируя довольно мрачную ауру этого места. Храм, по сути, является кладбищем. Углубления в стенах, похожие на уже знакомые кормушки — это так называемые костницы. Думаю, можно не объяснять, что в них хранилось (кстати, там еще немного осталось). Могильные вырубки окружают храм и снаружи
Странное слово «баптистерий» – означает купель для крещения, скромно разместившуюся в одном из углов храма и похожую на квадратную ванну.

Насчет времени постройки церкви ученые, как им и положено, спорят. Считается, что она функционировала с 11 по 14 век, то есть одновременно с существованием поселения. Но есть и другие мнения. Кто-то из исследователей полагает, что церковь продолжала существовать уже после того, как городище было покинуто, кто-то , наоборот, утверждает, что она появилась раньше поселения — в 8-9 веке. На такую мысль наталкивает архитектура. Храмы с внутренним алтарем характерны для малоазийского зодчества этого периода.

Жизнь без воды?

В истории Тепе, вообще, много неясного. Например, непонятно как существовало поселение, не имея на своей территории источников воды. Какой смысл укрепляться , если за водой надо ходить ха пределы городских стен. Такая крепость не выдержит и недельной осады. Значит где-то был источник или колодец. Ни одного, ни другого на плато нет. Тщедушный родничок пробивается на ….. склоне. Но из него даже флягу не наполнишь, а тут поселение напоить надо. Конечно, в былые времена он мог быть полноводнее. Источники тоже не вечны. В Крыму часто поселения забрасывались после того, как из родников уходила вода.
Но Тепе-Кермен, скорее всего, стал жертвой вражеского набега.

Жизнь здесь оборвалась где-то на рубеже 14-15 веков. Как раз в это время в Крым вторглись орды.-самаркандского правителя Тамерлана. Возможно, они стали причиной гибели города. Тепе-Кермен исследован очень слабо. Как-то не манит он археологов. В 60-70-х годах здесь проводились раскопки под руководством Талиса. Потом немного копали в 90-х. И всё. Так что, кто знает какие загадки и отгадки законсервированы под кустарниковыми джунглями.

 

 

Кстати,

-Название Тепе-Кермен состоит из двух слов: тепе- вершина и кермен –крепость. Это тюркское название. Как называли поселение сами его жители неизвестно.
-Абсолютная высота плато 540 м над у.м. Относительная (над долиной) -250 м
-Археологи не исключают, что где-то, на плато, был колодец, аналогичный существовавшим на Чуфут-Кале, Эски-Кермене, Мангупе.

 

Литература

1. Герцен А.Г. Махнева-Чернец О.А. Пещерные города. Симферополь «Библекс» 2006 .
2. Могарычев.Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Симферополь. «Сонат» 2005
3. Гуськов А.А Атлас пещерных городов Крыма. Харьков «Курсор» 2008

Как добраться

Маршрут начинается от Староселья — окраины Бахчисарая. Возможно, кому-то будет понятнее если сказать: «от Успенского монастыря».
Добраться до начальной точки можно от ж/д и автовокзала маршрутками  № 1 и 2. Но оба номера могут следовать, как в Старый город, так и в Новый. Потому прежде, чем войти, спрашивайте, куда идет маршрутка. Нам нужна та, которая идет в Старый.
Ехать до конечной остановки
Выходим и поднимаемся к Успенской церкви. Можно уточнить дорогу у прохожих; можно ориентироваться на металлическую будку с крестом, от которой начинается асфальтированный подъем к церкви; иногда достаточно просто идти за основным потоком людей.
Пересекаем площадку перед церковью и дальше идем по асфальту в сторону Чуфут-Кале. Дорога здесь одна. Проходим мимо каменной арки, за которой находилось старое мусульманское кладбище Газы-Мансур.

Чуть дальше, слева, будет начало подъема к воротам Чуфута. Но нам не туда. Мы идем дальше никуда не сворачивая. Асфальт здесь заканчивается, сменяясь тропой. Через 15 минут подойдем к воротам караимского кладбища. Входим в ворота, проходим через кладбище. За ним дорога начнет поворачивать влево, поднимаясь на склон. Наконец, за деревьями покажется коричневая полоска грунтовки и мы выйдем на плато. Вообще-то нам надо поворачивать направо. Но я рекомендую сначала пройти несколько метров налево и со смотровой полюбоваться долиной Ашлама-Дере. Потом можно вернуться к нашей развилке и двинуться в нужном направлении. Через некоторое время увидим поворот налево с указателем.
Здесь у нас есть возможность выбрать между двумя вариантами. (Мне больше нравится 1-й, но людям пожилым, или тем, кто любит более спокойные прогулки, лучше выбрать второй вариант).
1. вар.  поворачиваем налево. Выходим на смотровую на краю обрыва. Здесь отменные виды на Тепе-Кермен. После фотосессии отправляемся по тропе вдоль края плато. Тропа будет петлять между деревьями в нескольких метрах от обрыва, потом выйдет на безлесную оконечность плато, обогнет его по периметру и, снова нырнув в лес, начнет спуск. Вот из-за этого спуска я не рекомендую этот вариант пожилым и неподготовленным людям. Он крутоват и местами приходится бежать от дерева к дереву. Наконец скатимся вниз на грунтовку.

Вариант 2 . Тоже поворачиваем налево, но лишь для того, чтобы посетить смотровую. Это стоит затраченных усилий.

Затем возвращаемся к указателю и продолжаем движение в прежнем направлении (т.е. у указателя сворачиваем налево). Грунтовка постепенно пойдет на спуск. Наконец слева мы увидим ответвление и выложенные из камней стрелку и надпись «Тепе-Кермен». Периодически камни кто-то растаскивает ( возможно, животные), но туристы собирают их снова и стрелка «живет» уже несколько лет.
Сворачиваем по стрелке. Через несколько метров начинается спуск в балку. В нижней части балки в нашу тропу вольется тропа варианта 1 и далее оба варианта совпадают.
Некоторое время грунтовка идет среди леса, между гор. Слева виден скалистый мыс. Потом тропа входит в сосняк и вскоре поднимается к развилке. Поворачиваем направо-вверх. Вершина Тепе–Кермена отсюда уже видна. Чуть выше будет площадка с табличкой «Тепе-Кермен – памятник археологии». Можно продолжать подъем по прежней тропе. Он будет более пологим и лишь последние несколько десятков метров придется приложить усилия. А можно подниматься и с площадки (справа от тропы), тогда подъем будет круче, но короче.
Первый вариант выходит к интересному пещерному комплексу. Осмотрев его, поворачиваем направо . Тропа некоторое время будет идти под скалами, а потом по камням поднимается на плато.
Второй вариант (с площадки) выходит как раз к точке этого подъема. Потому чтобы осмотреть комплекс пещер, придется намного пройти влево, или сделать это на обратном пути.
Плато Тепе-Кермена невелико, обойти его по периметру вполне реально за полчаса. Обычно начинают обход, повернув направо. Через кусты выходят к кромке обрыва и далее идут вдоль неё, заглядывая во все пещеры

 


Метки: ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 22.12.2018 admin в категории "Юго-Западный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *