Декабрь 18 2018

Через Челеби на Ильяс

За один ПВД  вполне реально посетить две достопримечательности — г. Челеби и г Ильяс-Кая

Маршрут начинается в селе Орлиное. Добираемся туда из Севастополя на автобусе «Севастополь-Передовое» с автостанции на 5-ом километре. Учитывайте, что не все автобусы заезжают на окраину села. Некоторые разворачиваются на центральной остановке. В таком случае придется пройти пешком пару лишних километров и не по живописным местам, а по обычной сельской улице. Потому лучше воспользоваться автобусом, отправляющимся от «5-го» в 9-00.

От остановки идем по трассе. Долгое время это была главная дорога, соединявшая Севастополь и Южнобережье. После того, как в начале 70-х годов было проложено новое шоссе, более широкое и прямое, основной поток движения переместился туда. Но и старую трассу нельзя назвать заброшенной. Она намного живописнее новой, к тому же автотуристы, желающие посетить Байдарский перевал, могут добраться туда только воспользовавшись старой дорогой. Потому, поднимаясь от Орлиного до Байдар, нам придется мириться с периодически проезжающими мимо нас автомобилями.

Подъем по трассе не крутой и не утомительный. Дорога проходит по лесу, здесь всегда прохладно. По пути нам встретиться родник где можно набрать воды. Выше – еще один, но уже давно стит пересохшим. Примерно за час неспешным шагом мы добреемся до Байдарских ворот. Если вы здесь впервые, можно подняться на смотровую площадку. Если же место знакомо не хуже собственной комнаты – ваш путь сразу на Челеби.

Не доходя немного до Байдарских ворот, справа от дороги будет зеленая будка, бывшей автобусной остановку. За ней — широкая асфальтированная площадка автостоянки. Летом по её периметру располагаются торговцы сувенирами. Пересекаем стоянку и направляемся к виднеющемуся за ней домику электроподстанции. Слева от домика бетонные ступеньки, ведущие под полог леса. Через пару метров они заканчиваются и начинается тропа, забирающая правее. Поднимаемся вверх. Кое-где от тропы ответвляются боковые рукава. Можно идти по любому из них. В итоге все он приходят в одну и ту же точку. Минут через 8-10 дорога выходит из леса и упирается в каменистый склон Здесь нужно подниматься по выступам камня, как по ступенькам.  не так давно, после того, как этот маршрут вошел в нитку БСТ, здесь появились металлические скобы и перила, облегчающие подъем. . За небольшим кустом греческой рябинки, тропка разветвиться. Левое ответвление игнорируем и продолжаем идти вверх. Постепенно мы выберемся на край плато к большому туру из камней. От тура поворачиваем налево и движемся вдоль кромки плато. Через несколько минут подходим к обзорной точке на обрыве с которой хорошо видна форосская церковь. Здесь можно сделать первый привал.

Если вы еще не были на нижнем плато Челеби («Затерянный мир»-2), то можно идти через него, тогда продолжительность путешествия возрастет примерно на час. но оно того стоит!

Описание тут

Отдохнув, продолжаем движение на запад к возвышающейся впереди куполообразной вершине Челеби. Среди травы хорошо просматривается нитка тропы. Вершина горы отмечена большим каменным туром из которого торчит толстая сухая коряга. От тура продолжаем движение в прежнем направлении. Впереди хорошо видны склоны Ильяс-каи и выступающие над лесными зарослями скалы Тышлара.  По пути встретиться еще несколько туров. Затем тропа спуститься в седловину и нырнет в лесок. Тропа тут плохо заметна и потерять её не мудрено. Если это произойдет, не паникуйте, держитесь прежнего направления и вскоре выйдите на открытое пространство, где будет хорошо видна раскатанная автотранспортом грунтовка с двумя колеями.

Некоторое время идем по грунтовке, пока не увидим большой тур слева. Он стоит не у края дороги, а метрах в 10 от неё. Подойдите к туру и внимательно осмотритесь. На опушке леса увидите еще один, поменьше. Сразу же заметите и тропу, связывающую эти два сооружения. Идем по ней. Еще на некоторое время оказываемся в лесу, затем выходим на открытое пространство, поднимаемся вверх. Здесь вдоль дороги периодически попадаются туры. Наконец, увидим широкую дорогу, идущую почти перпендикулярно нашей, пересекающую плато и уходящую влево –вниз в лесные заросли. Возле этой дороги тоже есть туры, но поставлены они, по моему мнению, как-то бессистемно, в одталении и от одной и от другой дороги.

Итак, сворачиваем на новую дорогу (для нас это будет поворот влево) и ныряем в лес. Далее спуск лесом до пересечения с еще одной широкой грунтовкой. Если вы уже путешествовали по маршруту Тыловое-Ильяс, эта дорога будет вам знакома. Вдоль нашей дороги будут еще ответвления вниз (одно из них ведет к остановке Ласпи»), их игнорируем и поднимаемся вверх к седловине между Ильясом и Тышларом. она узнаваема по «обжитости» и  двум деревянным столбам по краям дороги.

здесь дорога делится на две ветки:  налево — к Тышлару, направо — к вершине Ильяса.  Дальнейшая часть путешествия в точности совпадает с уже описанной в варианте похода на Ильяс из Тылового (см. «Поход на г. Ильяс-кая»). Посетив Ильяс и Тышлар, спускаемся в Ласпи (подробное описание спуска в той же статье).