Май 12 2010

Через Баланын-Каясы на Кемаль-Эгерек

Очень зрелищный и красивый, но настолько же и трудный маршрут, в равной степени изобилующий и живописными пейзажами, и крутыми подъемами. Чтобы пройти его без особой спешки, нужно выйти пораньше, так как маршрут протяженный.

Начальной точкой путешествия будет поселок у санатория Долоссы, выше Массандры. Из Ялты туда ходит маршрутка № 44 ( от центрального рынка). В конце главной улицы поселка есть детский садик – наш первый ориентир. Проходим мимо него, идем по грунтовке, являющейся, по сути, продолжением улицы. Раньше грунтовка была перекрыта шлагбаумом, но сейчас там торчат лишь остатки подпор.

Дорога сначала немного поднимается вверх, потом идет на спуск. Сквозь деревья слева проглядывает массивная стена утеса Балан-Кая. В конце спуска встретится родник. Справа, на склоне, будет каптаж, а слева, чуть ниже «полотна» дороги, хлещет мощная струя воды. Еще немного и мы спустимся на днище Уч-Коша. Спуск от Долоссов занимает минут 15. Проходим еще метров 50 вверх по днищу Уч-Коша. Переходим реку (в сухой период воды там может не быть), и на противоположной стороне ущелья находим русло ручья Майстреиз. Он также пересыхает, потому ищите внимательно. Возле него вверх, на левый орографический борт ущелья, поднимается широкая грунтовка. Это – продолжение нашего пути. Через некоторое время будет развилка. Левую ветку игнорируем, продолжаем движение по правой. Поднимаемся выше, пока не увидим еще одно ответвление влево. Оно будет уходить немного вверх и как бы назад, под острым углом к нашей дороге. Сворачиваем на него и продолжаем плавный подъем. Идем, пока не увидим тропку, отходящую вправо и круто забирающую вверх. Нам -туда. Тропка вскоре выведет к живописной смотровой площадке. Виды отсюда открываются красивые, но нам надо спешить дальше. Тропа круто идет вверх через сосновый лес. Наконец деревья редеют и перед нами открывается захватывающая картина: узкий гребень, на котором мы стоим, с двух сторон окружают ущелья: слева — зеленые склоны урочища Комбопло; справа – долина ручья Майстреиз; чуть дальше глубокая расселина Уч-Коша; впереди –громада яйлинской стены.Хребет Баланын-Каясы, в самом начале которого мы сейчас стоим, тянется длинной полосой к склонам яйлы и сливается с ними. Прямо перед нами дорогу преграждает серая голая скала с триангопунктом на макушке, отмечающим высоту 832 м. Это вершина г. Балан-Кая. К ней ведет отчетливая тропа. Штурмовать скалу не нужно, она обходится по тропке слева. Сразу за ней — еще одна скала. Она тоже обходится, но справа. Надо внимательно искать обходную тропку, так как есть место, где она теряется. Далее, до самого конца хребта, проблем с поисками дороги не будет – тропа везде хорошо заметна. Некоторое время мы будем идти по почти ровной поверхности. Потом начнется крутой подъем. Через некоторое время выйдем на широкую поляну с редкими соснами и отличной обзорной площадкой, на которой можно сделать короткий привал. Это – возвышенность Биюк-Кабоплу. Те, чья цель просто приятная прогулка по красивым местам, без всякого спортивного уклона, могут закончить свое путешествие здесь и вернуться назад той же дорогой или по ответвляющейся влево тропе спуститься в Васильевку. Такой вариант и легче физически, и времени занимает меньше, и в то же время не оставит вас без положительных эмоций, так как сам хребет, с его несравненными панорамами есть место достойное посещения.
Те же, кто хочет-таки добраться до Кемаля, и кого не страшат крутые подъемы, продолжают путь дальше.

На Биюк-Кабоплу может возникнуть некоторое сомнение относительно того, куда идти дальше, так как перпендикулярно нашему маршруту влево

от поляны уходит тропа. Она не должна нас смущать. Нам нужно идти дальше, держась правого края поляны, вдоль сосен. Тропа там почти не прослеживается. Такой «бездорожный» участок занимает 30-50 м. В конце поляны увидим подходящую слева широкую грунтовку, начинающую еще более крутой подъем вверх. Это один из самых неприятных участков маршрута. Дорога резко уходит вверх. На карте тут четко прорисована трасса газопровода. Дорога, действительно идет параллельно ей. Но труба спрятана под землю и видна только в одном месте. Потому не стоит искать этот «ориентир», просто поднимайтесь по грунтовке, пока не выйдете на относительно ровный участок. До выхода на яйлу остался последний рывок. Совершить его можно либо по тропе, ответвляющейся от дороги вправо; либо по узкой теряющейся козьей тропке, которая начинается метрах в 10 от того места, где дорога выполаживается. Земляной отвал справа от дороги будет пересекать тропка, становящаяся дальше еще менее заметной. Тем не менее, идти по ней вполне удобно. Тропа слабая, фрагментарная, но местность открытая и затруднений в ориентировании не возникает, к тому же, тут нет сыпухи, а бугорки злаковой растительности создают подобие ступенек, по которым удобно подниматься.

И вот мы на яйле. Идем перпендикулярно тропке, чуть забирая влево

(на восток). Вскоре выйдем к дороге северо-восточного направления, по ней выходим к еще более широкой дороге, совпадающей с 61-м плановым маршрутом. У дороги щит с надписью «газопровод Ялта-Алушта». Выйдя на дорогу, поворачиваем вправо (на восток). Через час мы будем уже на Кемале. Дорога без всяких развилок и подозрительных ответвлений выведет нас прямо к его вершине, к пирамидке триангопункта. Вот мы и поднялись на 4-ю по высоте вершину Крыма, увидели много прекрасных пейзажей, насладились чистым горным воздухом. Теперь, хорошо отдохнув на вершине, можно собираться и в обратный путь.

Как найти родник под Кемалем.
Чуть ниже вершины Кемаль-Эгерека хорошо заметна плосковерхая скала, прозванная туристами Кубышкой. Мимо неё в северном направлении идет грунтовка в сторону т/с «Кермен»( 70-й маршрут). Если спуститься с вершины Кемаля к Кубышке, то слева, внизу, на склоне будет хорошо заметно пятно ярко-зеленой растительности. Родник находится чуть выше этого пятна. К нему ведет тропка, отходящая от грунтовки ——го маршрута немного ниже Кубышки и помеченная двумя туриками. Первый турик стоит прямо на левой обочине грунтовки.