Алимова Балка
Под зеленой сенью густого леса, среди замшелых камней, прячутся памятники далекого прошлого.
Алимова балка расположена на левом берегу Качинской долины, между селами Баштановка и Предущельное, прямо напротив знаменитого Качи-Кальона. С правого борта она ограничена склонами г. Бурун-Кая, с левого – г. Кызыл-Бурун, называемой в народе Ступой. Округлый скальный выступ, нависающий над устьем Алимовой балки, действительно немного похож на летательный аппарат Бабы-Яги.
Протяженность Алимовой балки — 3, 2 км, ширина в устье — около 320 м . Но на этом, сравнительно небольшом, участке уместился целый комплекс исторических памятников разных эпох от каменного века до средневековья.
1.Язлы-Таш
Язлы-Таш — «камень с надписями» или же Тамга-Таш. – « камень с тамгами», находится посередине балки, на её правом борту. Здесь от Качинской долины поднимается хорошая пешеходная тропа. Сегодня она — часть туристического маршрута, а в более давние времена – вьючная дорога, соединявшая деревню Пычки ( нынешнюю Баштановку) с Бельбекской долиной. Со стороны русла можно видеть остатки средневековых крепид.
Еще в конце 19 века В. Кондараки — известный краевед своего времени, писал о большом, находящемся рядом с дорогой, камне, которому поклонялось местное население. Этот многотонный обломок скалы всё так же лежит справа от тропы, упираясь в неё узким своим концом.
Если внимательно присмотреться к поверхности камня, то можно различить выбитые на нем странные знаки. О давности этих петроглифов говорит покрывающий их толстый слой лишайника. Лучше всего сохранились знаки на северной части камня. Знаки южной стороны более старые, потому и видны куда хуже. Археолог А. Щепинский, изучавший памятники Алимовой балки, насчитал в общей сложности 8 знаков. Все они сконцентрированы на узкой, обращенной к дороге части камня.
Таинственные вырубки – это тамги – родовые знаки, широко распространенные у тюркских и иранских народов. По мнению Щепинского, камень выполнял функцию придорожного святилища. У некоторых народов долгое время сохранялась традиция наносить свои тамги на камни, стоящие на перекрестках дорог. Это делалось при возвращении из дальнего пути.
Есть мнение, что Язлы-Таш – поваленный менгир, хотя оно более чем спорно. Правда, на некоторые размышления наталкивает информация о бытовавшем у некоторых ираноязычных народов обычае сбивать на землю оставшиеся со скифских времен каменные стеллы и наносить на них свои тамги. Такие действия никакого отношения не имеют к хулиганству. Это – религиозный обряд, практиковавшийся, например, при длительной сильной засухе. Если дать волю фантазии, то вполне можно предположить, что менгир, установленный в незапамятные времена и простоявший Бог знает сколько сотен лет, однажды попал под горячую руку, новым обитателям. Разозленные каким-либо неблагоприятным явлением, они вполне могли перенести свое негодование на непонятую замшелую штуковину, поставленную неведомым народом. Впрочем, к разочарованию любителей пофантазировать, сведений о распространении подобного обычая в Крыму нет. Однако, если бы фантазии оказались реальностью, тот это был бы самый большой менгир в Крыму – длина камня составляет 11 метров.
2.Алимов навес.
Находится метрах в 200 от Язлы-Таша, выше по течению. Это просторный, длиной не менее 50м и глубиной 15 м скальный навес. Его уютные своды показались привлекательными древним людям. Археологи обнаружили здесь 4 мезолитических слоя. Выше них была найдена керамика и кремневые изделия эпохи раннего энеолита (конец 4-начало 3 тысячелетия до н.э., ранние кемиобинцы), а также отдельные находки таврского и средневекового времени. Однако, последние столь малочисленны, что не позволяют говорить о постоянном использовании навеса в эти эпохи.
Согласно народной легенде, под сводами этого естественного укрытия прятался легендарный разбойник Алим – крымскотатарский аналог Робин Гуда. В отличие от последнего, Алим был вполне реальной личностью. Народная молва сложила о нем массу историй, в которых сложно отделить правду от вымысла. По всему Крыму разбросано множество топонимов с эпитетом «Алимов», большая часть которых к реальному Алиму не имеет никакого отношения.
3.Рисунки охрой.
В 1983-84 годах известный крымский археолог А. Щепинский вместе с группой научных работников и помогавших им школьников из археологического кружка, тщательно обследовал все скальные стенки Алимова урочища. В результате этой кропотливой работы было обнаружено несколько интересных памятников, в том числе уникальные древние рисунки, нанесенные охрой. Они были, пожалуй, самой ценной находкой. Подобных памятников на нашем полуострове единицы. Петроглифы находятся у подножья одного из скальных обрывов, где на сравнительно небольшой площади было обнаружено три группы рисунков. Надежно укрытые в лесных зарослях от посторонних глаз, они пережили тысячелетия. Красная охра потускнела от времени. Лишь одна из этих групп сохранила яркость краски, другая – значительно бледнее, третья вообще слабозаметна и разглядеть что-либо можно лишь вплотную приблизившись к скалам.
Все три группы петроглифов, расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга и, возможно, являлись частями единого пиктографического комплекса, наподобие панно Таш-Аира.
Разобрать, что было изображено на рисунках первой группы очень сложно. Краска их, хоть и хорошо сохранила свою яркость, во многих местах осыпалась, оставив на скале лишь невразумительные фрагменты. Слева — какая-то криволинейная фигура, не то солярный знак, не то план какой-то постройки, справа — остатки изображения человека. Ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Что было изображено выше человека, вообще, непонятно.
Краска рисунков второй группы выцвела настолько, что они едва заметны, но зато у изображений четкие контуры, позволяющие различить всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке и нескольких мужчин с невероятно длинными руками и короткими ногами, а может просто одетых в балахоны с рукавами до земли.
Третья группа изображает двух женщин с пышными прическами, исполняющих ритуальный танец. Рядом – странная и довольно схематично изображенная фигура.
Рисунки Алимовой балки имеют много сходного с петроглифами Таш-Аира. По мнению ученых и те, и другие создавались представителями одной культурной общности – кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 – начале 2 тысячелетия до н.э.
4. Жилище пастуха.
Еще один любопытный памятник Алимки (на этот раз средневековый) — жилище пастуха.
На левом берегу балки, над самым её устьем, нависает массивный каменный выступ скалы Ступа. Днище этой «посудины» образует навес, под которым находится ровная площадка. Если взобраться на неё, в глаза сразу бросается ряд круглых вырубок на гладкой поверхности скальной полки. Они служили для крепления жердей ограды. Тут был загон для овец (кошара). Сам хозяин стада обитал рядом, в «домике» очень оригинального дизайна.
Метрах в 15 к северо-западу от кошары к скале привалена плоская, треугольной формы глыба, когда-то, видимо, сорвавшаяся сверху. Эта глыба образует естественный навес, вполне пригодный для обустройства скромного непритязательного жилища. Пастуха такое вполне устраивало. Надо заметить, что этот средневековый пастух был большим эстетом. Своим овечкам он оборудовал пристанище в самом живописном месте и они, отдыхая, могли любоваться замечательным видом на Качи-Кальон.
Но интересен этот давний памятник вовсе не живописными видами, а опять-таки, петроглифами. На скале у восточного входа в жилище пастуха, высечены два знака. Первый – равноконечный крест, второй — что-то наподобие тамги. Рядом вырублена небольшая ниша. Возможно, в неё что-то устанавливалось. Знаки нанесены как раз с той стороны «домика», куда попадают первые лучи восходящего солнца. Вероятно, это был языческий «иконостас». Попытки как-то связать крестообразный знак с зарождавшимся в Крыму христианством несостоятельны. Крест- это древний солярный знак. Когда-то огонь добывали трением палочек друг о друга. Потому крест- символ перекрещенных палочек, символ огня и символ Солнца – огня небесного.
5. Поляны на г. Ступа.
К историческим объектами никакого отношения не имеют, но заслуживают упоминания просто как красивое место и превосходная обзорная точка. Со Ступы отлично видно всё Алимово урочище и расположенный к северу от него Качи-Кальон. Если вы полдня лазили по Алимке в поисках древностей то завершить путешествие стоит подъемом на Cтупу, привалом и любованием пейзажами.
А теперь о том, как все это найти
В Бахчисарае на автовокзале садимся на автобус «Бахчисарай-Синапное».
Билет берем до села Баштановка, но лучше выйти чуть раньше. Водители по просьбе останавливают напротив базы отдыха «Алимова балка», расположенной прямо у устья Алимки.
Выходим из автобуса и спускаемся вниз, к Каче. По мосту у гидропоста переходим реку и оказываемся у ворот базы отдыха.
Обходим её, оставляя забор по правую руку, и выходим на грунтовку. Справа за забором виднеется теннисный корт. Продолжаем двигаться вверх по ответвляющейся от грунтовки хорошо набитой тропе. Она идет прямо в Алимову балку и выходит на её правый борт. По пути увидим столик со скамейками — неплохой ориентир. На полянке, перед началом относительно крутого подъема, от нашей тропы вниз, к днищу балки, отходит ответвление. Его игнорируем, идем по основной тропе. Выйдя на склон, наша тропа превратится в старую широкую дорогу.
Продолжаем подниматься, пока не увидим лежащую справа от дороги большую каменную глыбу. Прямо на ней, перегораживая проход, лежит дерево, упавшее со склона. Эта глыба и есть Тамга-Таш. Рисунки лучше сохранились на северной стороне, ближе к заостренному кончику камня.
После знакомства с камнем, продолжаем подъем. Пересекаем русло ручья Экинджи (большую часть года сухое) . Если за ним взять немного левее, то можно выйти к просторному гроту – Алимову навесу. Между ручьем и гротом много тропинок. Идти нужно по основной. Чтобы продолжить путь дальше, возвращаемся на основнуб тропу, огибаем скалу с навесом, оставляя её по левую руку и по камням спускаемся в русло следующего ручья – Качнедже. У тропы растет толстое и старое тисовое дерево.
Если есть необходимость пополнить запасы воды, то проходим метров 30 вверх по руслу ручья до источника Качнедже нижний.
Здесь же находится так называемая Алимова пещере, где Алим, якобы, прятал свои сокровища. Пещера — не совсем правильное название. Это сырая и сумрачная тектоническая трещина. Если поднять голову, то можно увидеть огромные глыбы, застрявшие, между бортами трещины
На стволах деревьев на этом участке начинает попадаться маркировка. Вскоре выйдем на плато к полянам со стоянками. От полян, огибая верховья балки, переходим на плато левого борта, иначе говоря на плато г. Ступа. Отсюда отличный вид на Качи-Кальон и на саму Алимову балку.
Скальные борта плато Ступы пересекает несколько расселин. Почти по каждой из них есть спуск в балку. Но тропки эти не так удобны, как та, по которой мы поднимались. Если появится желание спуститься по какой-то из расселин, то выбирать нужно первую или вторую (считая от верховий). Спуск по второй трудно заметить с плато – мешают заросли. Помочь может маленький турик, сложенный неподалеку от спуска. Он почти сливается с серой скалой, потому нужно смотреть внимательно. Оба спуска приводят к узкой тропе левого берега. По степени комфортности она не идет ни в какое сравнение с тропой правого. Эта тропа узка, извилиста, местами продирается через заросли, местами обвалилась. Лучше, спустившись на неё, при первом же удобном случае перебраться на противоположный борт и продолжить движение по уже знакомой средневековой дороге. Наиболее удобной точкой для такого перехода будет место впадения в русло ручья Экинджи, протекающего ниже Алимова навеса. Вдоль ручья, по его левому орографическому берегу, есть тропка.
Предвижу просьбу рассказать, как найти древние рисунки охрой. С удовольствием бы поделилась этой информацией, но древне рисунки очень уязвимы и нет никакой гарантии, что свободное распространение информации об их местонахождении, не приведет к их утрате, как уже произошло с петроглифами из пещеры МАН.
Найти рисунки, не зная точных ориентиров, практически, невозможно. Можно целый день шнырять по балке, пройти буквально в метре от них, но так и не обнаружить. Я сама потратила массу времени на сбор информации, пока не вышла на людей, давших мне координаты этого места, разумеется в обмен на обещание не афишировать ориентиры. Признаюсь, что никогда не была сторонницей превращения краеведения в «тайное учение», но так или иначе, я обязана уважать просьбу людей, поделившихся со мной своими знаниями.