Декабрь 23 2018

Сары-Кая

К северу от Белогорска, где горы постепенно переходят в равнину, есть замечательные места. У них свой колорит, своя расцветка, свой особый «привкус».

Здесь проходит один из наших маршрутов. Он просто уникален по своей насыщенности интересными объектами. И, тем не менее, я бы не стала рекомендовать этот маршрут всем и каждому. Для того, чтобы оценить его, нужно обладать и соответствующим внутренним настроем, и хотя бы минимумом базовых знаний. Это чем–то напоминает ситуацию с классической музыкой: чтобы любить , нужно понимать. Потому, прежде чем начать складывать рюкзак, задайте себе вопрос: любознательный вы человек или нет? Если сомневаетесь в ответе, то оставайтесь, лучше, дома. Если же вас влекут тайны природы и загадки прошлого, то вы откроете много для себя интересного.

То есть, как вы уже поняли, маршрут не для скучающего курортника, а для ценителя, так сказать, гурмана краеведения.
Большая и Малая Сары Кая — часть протяженной гряды к северо-западу от Белогорска. Уступы их не высоки, потому гряды не сильно выделяются в рельефе. При взгляде с находящейся неподалеку Ак-Каи уступы настолько невыразительны, что возможно мелькнет мысль: «ну и где же эта Сары-Кая? Что-то не вижу я её». Снизу контур гряды выглядит несколько более очерченным.
При наличии достаточного количества времени посещение Сары-Каи можно совместить с походом на её соседку Ак-Каю(смотрите соответствующую статью в «путеводителе»): спуститься через Красную балку и не доходя до села Вишенного, продолжить путешествие вдоль виднеющейся за селом гряды. Если лимит имеющегося времени невелик, то поход лучше начинать от Вишенного (добираться автобусом Симферополь-Нижнегорский или пешком по автомобильной дороге).

При взгляде на запад мы видим перед собой ряд вытянутых вдоль одной линии скальных гребешков, высота которых постепенно повышается к юго-востоку. Крайний северо-восточный выступ самый низкий. Его и обрывом не назовешь – просто торчит из земли оголенная порода. Тем не менее он имеет свое название, причем, довольно забавное — Чучумай, и подобно значительной части крымских топонимов, ни с одного языка не переводимое. Слева от него, уже более выраженная в рельефе скалка Джиркуба, с опять-таки непереводимым названием. А еще левее –хорошо заметные обрывы гор Большая и Малая Сары-Кая или Сарак-Кая. О том, какое название более правильное, краеведы спорят по сей день. Одни считают, что правильно называть «Сары-Кая» от крымско-татарского «сары» — желтый. И точно, по сравнению с белоснежным уступом Ак-Каи, здешние скалы выглядят грязновато-желтыми. Неслучайно русскоязычный вариант их названия – «рыжая скала»: рыжая выгоревшая трава на склонах, желтоватый цвет скал, покрытых, опять-таки, рыжеватыми накипными лишайниками.

Другая часть краеведов склонна к тому, что правильный вариант названия – «Сарак-Кая» (от «сарык» -гармала). Этого растения, почитающегося у мусульман как дезинфектор и средство от сглаза, полно на склонах гряды. Как результат топонимической неразберихи, на топографических картах зафиксировано название Сарак-Кая, а, например, в работах археолога Ю. Колосова, открывателя Ак-Кайской палеолитической культуры, употребляется название Сары-Кая.

Но продолжим наше путешествие. Держим направление на г. Джиркуба. Еще раз повторюсь: сразу за селом Вишенным — скала Чучумай, за ней, слева – Джиркуба с хорошо выраженным уступом и хаосом отвалившихся камней под ним. От остальных гребней Джиркуба отличается меньшей протяженностью.

Пока идем, обратим внимание на землю под ногами. Здесь она просто усеяна кремнем. Популярный в последние годы минерал – очиститель воды, который городские жители покупают кучками на рынке как некую диковинку, здесь валяется в несметном изобилии. Коричневые, рыжие, черные кремни; маленькие, и большие; в виде осколков и целых желваков. Можно насобирать настоящую коллекцию. Не жадничать только! Не брать у природы сверх меры – она этого не любит!

Наконец, мы под гребнем Джиркубы. Обойдем её уступ вокруг. Это совсем не долго. С восточной стороны есть сквозное отверстие в скале — результат процессов выветривания. Если смотреть на него чуть отойдя от подножья — оно напоминает нос гориллы. Эту фигуру называют Обезьяной.
С вершины Джиркубы (234 м) отлично просматривается вся наша гряда: длинный гребень Малой Сары-Каи (338м) и за ним, уже более высокий, уступ Большой Сары-Каи (365м). Но не будем спешить к конечной цели. Если обратить взгляд к северу, то можно увидеть еще один скальный уступ. Направимся в его сторону, ведь Там есть скалистая балка, не лишенная некоторой первобытной живописности. Скалы образуют уютный, защищенный от ветра, «карманчик». Днище балки устилают большие и маленькие каменные глыбы. В верхней части она закругляется в виде крупного округлого грота. На закруглении видны следы текущей воды, вероятно, весной здесь струится небольшой водопадик. Рядом, в боковой стенке балки, еще один грот. Очень рекомендую балочку любителям экзотических фотосессий. Желтоватые глыбы на фоне зеленой травы и изъеденные гротами скалы создают своеобразный «первобытный» анутраж. В устье балки одна из скал, если её фотографировать в определенном ракурсе, напоминает профиль неандертальца.

На карте Белянского грот обозначен под названием Мироновского (от ближайшей деревни Мироновки). Еще где-то я вычитала название – Конопляное ущелье, хотя это уже явно современный «новодел», причем с каким-то подозрительным смысловым наполнением .

После осмотра ущелья выходим на дорогу, проходящую по седловине между Джиркубой и Малой Сары-Каей и двигаемся по ней далее. Дорога идет у подножья скал. Под уступом – хаос обвалившихся глыб. Одна из них, находящаяся посередине гребня недалеко от дороги, привлекает своей необычной формой. В стоящей на боку высокой глыбе зияют два сквозных отверстия. Похоже на работу скульптора – абстракциониста. Но это — «эоловоа арфа» — творение фантазерки–природы. Обычно такое название закрепляется за скалами, издающими звук при сильном ветре (Эол- Бог ветра в греческой мифологии). Не скажу, звучит ли этот камень. Сама не слышала – потому и сомневаюсь. Слишком уж большие в нем отверстия. Обычно звучат маленькие и узкие. Есть и ещё версии названия: «Ломтик сыра» и «Очкарик». Разумеется, названия современные, не такие помпезные и романтичные, как «эолова арфа», но по-детски забавные и тоже имеющие право на существование.
Дальше, у края гряды, снова встретятся интересные камни. Один похож на улитку, другой на диковинную раковину.

За ними — зеленая балочка между Малой и Большой Сары-Каей. В 1969 г Ю. Колосовым здесь была найдена стоянка мустьерской эпохи. Судя по малому количеству орудий и отсутствию золы от очагов, это была временная охотничья стоянка. Раскопки проводились в 1978 г. Археологи выкопали довольно большие траншеи. Спустя год они еще были хорошо заметны, поскольку в дневнике краеведа Белянского сохранилась запись «Стоянка Сары-Кая. Раскопки».
Пройдя мимо гряды Малой Сары-Каи, дорога поднимается на гребень Большой Сары-Каи. Можно двигаться по ней и потом спуститься под скалы. Можно просто продолжать движение у подножья, а потом подняться к уступу. Главное – выйти к основной цели нашего путешествия – «наскальным рисункам».

Рисунки эти (ученые называют их красивым словом «петроглифы») – находятся в одном из гротов Большой Сары-Каи.
Если внимательно присматриваться к поверхности скалы, то обнаружить их не так уж и сложно. Очень хотела бы написать: «Идите так, ищите там….» Но… в среде крымских краеведов в последние годы возобладала точка зрения, что не стоит «вывешивать» на всеобщее обозрение такие четкие ориентировки. Слишком уж много случаев вандализма, уничтожения бесценных памятников людьми движимыми либо тупым инстинктом разрушения, либо корыстными целями.
Я всегда была противницей «краеведения для избранных», но после случаев с «Космонавтом» на Утюге и каменными жерновами у Гончарного (когда после показа сюжета по местному телевидению, некий предприниматель вывез их большую часть для украшения участка) моя вера в лучшее в человеке уже не столь безгранична.

Рисунки на Сары-Кая разнообразны и датируются разными периодами. Лошадки, лошадки с всадниками, какие-то НЛО-шки, неоднократно встречающиеся странные овальные знаки, хазарские тамги, относящиеся к раннему средневековью и, конечно-же, надписи типа «здесь был Вася» с впечатляющими датами 1882, 1945. Да… тяга человека оставлять всюду свои автографы (метить территорию?) никуда не девается. А вот квадратное углубление в скале. Кто-то извлек кусок породы, надо полагать, с особо ценным петроглифом. После взгляда на этот печальный след позиция краеведов: «сами знаем, вам не скажем,..» уже не вызывает такой агрессии.
Сказать что-то определенное о возрасте рисунков на Сары-Кая сложно. В 70-х годах здесь пытались проводить какие-то работы, но они так и не были доведены до конца.


После знакомства с петроглифами спускаемся вниз к подножью.
По дороге проходим почти до конца гряды Большой Сары-Каи и перед соседней возвышенностью сворачиваем влево, к виднеющейся впереди лесопосадке. Доходим до шлагбаума на границе леса. Там – развилка. Ту ветку, которая отходит влево и потом идет вдоль опушки, игнорируем и, пройдя через шлагбаум, углубляемся в лес. Через некоторое время дорога наша вынырнет на еще более широкую и прямую грунтовку. По ней мы минут за 40-50 выйдем прямо к развилке у въезда в Белогорск. В конце пути пройдем немного вдоль забора предприятия «сельхозхимия» и выйдем прямо на перекресток, где можно остановить автобус, идущий в Симферополь или в противоположную сторону – на Судак или Феодосию.


Метки: , ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 23.12.2018 admin в категории "Восточный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *