Март 21 2022

Лесная фея

В горах, у села Лесное, периодически появляется Фея. Ее можно увидеть в струях небольшого  сезонного водопада.  Вода, стекая вниз, рисует на камене  силуэт, напоминающий женщину в кринолине. Фея появляется не часто. Повидаться с ней можно только весной или осенью, после обильных дождей. Летом ручей пересыхает и Фея уходит в отпуск.

Чтобы увидеть  её, воды в ручье должно быть не слишком много и не слишком мало, и тогда, при  наличии воображения,  вы разглядите в белых струях   полупрозрачные очертания.

Смесь описания с отчетом

Побывать в гостях у Феи  не сложно. В 4 км от с Лесное в сторону Судака, находится поворот налево, к заброшенному детскому лагерю «Отважный». Указателей на трассе нет, но лагерь обозначен на карте.  Разбитый асфальт приводит  к воротам. Лагерь не охраняется.

Заходим внутрь, идем по территории. Ориентир – памятник Ленину слева. Идем мимо него, мимо разноцветных деревянных домиков и выходим на лесную тропу в овраге Одабашин-Дереси. Дальше по пути встретятся бетонные конструкции, похожие на опоры для моста, за ними прудик с трубой, вскоре и водопад.
Это она – Фея!

Те, кто  хочет прогулки без нагрузки и лазания, могут со спокойной совестью возвращаться. Их цель достигнута. Но интересные объекты не закончились.

Фею обходим справа (по левому орографическому берегу), и  по тропе выходим к еще одному водопаду. Его иногда называют Воронкой, а на карте в этой точке обозначен  водопад Отважный. Снизу он абсолютно не впечатляет. Потому продираться к нему через заросли  не имеет смысла. Впечатляет он сверху, когда вкарабкаешься на склон оврага. Только не вздумайте лезть на левый орографический берег, тот, который справа по ходу. Там, как бы покультурнее сказать, слишком крутой подъем. Подниматься надо на правый орографический (слева по ходу) там тоже значительный уклон, но хоть есть за что держаться, а выше находится относительно пологий склон.

Важно: если поднимаетесь группой, держитесь компактно, так как камешки из под ног выскакивают.

Поднявшись выше, туда, где  склон более пологий и безопасный, и посмотрев вниз, вы увидите, настоящую воронку, уходящую вглубь. Серо-коричневые, облизанные дождями,  склоны, будто ныряют куда-то в недра.  Дна не видно.

Здесь я сделала любопытное фото, которое назвала «бегство из преисподней».

На склоне видны фигурки людей, будто стремящихся побыстрее выбраться из какого-то жуткого жерла. Мене потом говорили: «это не может быть Крым!». Но дело всего лишь в удачном сочетании ракурса и освещения.

После Воронки, перед путешественниками встанет вопрос: «куда дальше?»

Вопрос не тривиальный.

Для тех, кому достаточно тихой прогулки по лесу ответ прост – возвращаться к машине и дальше по своим планам. А как быть тем, кто «требует продолжения банкета»?

Тут задачка усложняется. Друзья рассказывали, что выходили вверх по правому орографическому борту. Это логично. Там крутой, но безопасный и не сильно заросщий гребень. Но в таком случае, мы пропустим самое интересное – гору Чиплах-Кая, где есть что посмотреть. Слышала, что люди поднимались тута от  Лесной Феи по левому орографическому борту. Без тропы, но и без экстрима.

Мы  же попробовали вскарабкаться прямо от Воронки.

Вот этого я настоятельно не рекомендую повторять. Удовольствие не для слабонервных. У меня даже фоток нет с того подъема – не про фотки думалось. Возможно, там где-то существует оптимальный и безопасный подъем. Но его надо знать. Мы же вообразили, что можно обойти скальники с тыла, если спуститься в овраг и начать заход чуть дальше.  Подъемчик оказался самое то для адренолинозависимых. Уклон превышал 45 градусов. Съехать вполне было куда — склон чередовался с небольшими, но все же отвесными, скальниками. В помощь кусты и деревья. Очень обманчивы тут звериные тропы. Никогда не видела, чтобы козлиная тропа имела настолько «очеловеченный» вид  и выглядела. Как отлично вытоптанная терраска на склоне. Она вводила в заблуждение и потом растворялась в лишайниковом покрове.  Нам повезло: мы вылезли на гребень и потом траверсом, через лес, вышли к скальнику Чиплах-Каи.

А самая безбашенная часть нашей группы начала подъем по левому орографическому борту прямо над водопадом. Им пришлось еще веселее.

Если кто-то знает нормальный подъем от воронки на Чиплах, буду признательна за подсказки. Мы тропу не нашли.

Но, как говорят в науке: «отрицательный результат – тоже результат»

Кажется название водопаду дано неспроста. Что-то тут подталкивает к «подвигам»

Рекомендации для тех, кто тем или иным вылез на Чиплах-Кая.

Один из ее склонов – сплошной скальный монолит,  Над верхушками деревьев торчит зубчатая стена. Тут громоздятся  самые разные каменные конструкции: перья, башни. В потаенном мете припрятана небольшая скальная арочка. Так что любителям природной скульптуры потребуется не менее 1-1,5 часа чтобы насладиться этой выставкой.

Самый вкусный экспонат – та самая  арочка.

Но она «для груманов» и я настоятельно отговариваю нормальных людей к ней лазить. Так как сначала придется спуститься по крутой сыпухе на боковой отрог, а потом пробираться траверсом по еще более крутому и не менее сыпушному склону.

Это развлечение для безбашенных.

К тому же, если ваши нормальные попутчики, оставшиеся наверху, вздумают  там прогуляться, или пофоткаться среди скал, на вас  будут сыпаться камешки.

Кстати, именно камешки заставили меня посмотреть наверх и увидеть, что у арочки есть охрана — сторожевой дракончик. Его видно только снизу

Вариантов возвращения в цивилизацию несколько. Среди леса множество грунтовок. По навигатору легко выйти в Переваловку.,Лесное или на трассу

Мы возвращались в Лесное через гору Измаил-Кая. Дорога там с небольшими перепадами высот.

От крайней верхней скалы Чиплах-Каи уходим перпендикулярно скальнику в лес,

там будет слабая топка, идущая с небольшим подъемом, потом она завернет правее. Поднимется на холм и уже с этого холма начнется хорошо читаемый спуск, который вскоре выскочит на лесную грунтовку. Здесь мы поворачиваем налево. Через некоторое время грунтовка пойдет на спуск, потом снова на подъем. Вскоре после окончания подъема будет развилка. Правая ветка более наезженная и уходит вниз. Левая выглядит  похуже и  идет вверх. Хочется идти по правой. Но если мы хотим на Измаил – нам налево. Наша дорога огибает справа горку Апалы. Местами среди деревьев  будет проглядывать очертания Чиплах-Каи. Через некоторое время начнется очередной подъем. Здесь снова надо проигнорировать уходящую вправо-вниз дорогу. Взбираемся на очередную вершинку с хорошей смотровой. Отсюда Чиплах-Кая отлично видна.

После смотровой возвращаемся на грунтовку. Вскоре развилка, где надо свернуть вправо

Вообще, пока мы не дойдем до Измаил –Каи, надо игнорировать всё, что уходит вниз.

Не пугайтесь, когда вскоре после поворота тропа исчезнет. Тут на пути заросли.  Кто-то прет напролом, а кто-то обходит слева. Вот тропа и теряется. За лесочком она снова появится, но  отсюда уже отлично видна скальная вершина Измаила

Там тоже есть где полазить и пофотографировать.

А вот где спускаться  не понятно.

Мы спускались немного не доходя до скальника  в точке N 44   57. 0351    Е 34  58.5899.

Там условно-читаемая тропа. Но даже, если вы не найдете ее, в любом случае выскочите на грунтовку.

По ней – вниз. Дальше будет одна развилка. мы пошли по левой ветке и вышли на трассу  напротив памятника, там где «улавливающий тупик». Чуть выше Лесного

Хронометраж

10-14 – лагерь

10-41 –Фея (фотосессия 10-15 минут)

11-37- поднялись на склон над Воронкой (Правый орографический)

12-39 –вылезли на Чиплах-Кая. Привал, фото

14-23 –ушли с Чиплах-Каи

15-03 –г Апалы

16-00 – Измаил-Кая. (фотосессия)

16-23 — спуск с Изхмаила

17-00 — дорога

Координаты

Лесная Фея N 440   57. 0269    Е 340  59.6544. Не удивляйтесь, если точка не совпадет с Викимапией или навигатором. Там Фея указана на месте Воронки.

Воронка  N 440   57. 2248    Е 34 0 59.5580

Скалы Чиплах-Каи (верхние) N 440   57. 2589    Е 350  00.0153

Скалы Чиплах-Каи (нижние) N 440   57. 2333    Е 340  59.8803

Развилка под  Чиплах-Кая (При движении от Измаила на Чиплах, это начало тропы на вершину Чиплах) — N 44   57.4627    Е 35  00.1639