Декабрь 26 2018

К перьям Хапхала

Маршрут замечательный, виды лирические: сосны, скалы, даже орлов увидеть можно. Но подъемы затяжные, а спуск через Хапхал всегда считался не простым. Потому рекомендуется для людей с походным опытом.

Главное, не стоит соваться сюда в плохую погоду. Мы как-то пренебрегли прогнозом, понадеялись на везение. В результате попали в такое зазеркалье, что надолго запомнилось: ливень, серое небо, до которого можно дотянуться рукой… В ущелье оживала сказка про «молочные реки, кисельные берега». Под ногами чавкала скользкая субстанция, а река Улу–Узень, набухшая от грязи, напоминала сгущенку с какао, хоть ложкой черпай…

Часто пишут, что Хапхал непроходим в дождь. Да нет, проходим, но только один раз: больше вы туда не захотите!
Ладно, не буду народ пугать. Маршрут шикарный. Главное за прогнозом следить!

Как добраться

Итак, выгружаемся в Генеральском.

Как идти на Джур-Джур тут все знают. От центра вперед. Потом вниз, к реке. Потом через мостик (он в кустах спрятался, так что реку форсировать не надо) и вверх по асфальту. Асфальт заканчивается – начинается тропа. Самое интересное, что кое-где на деревьях есть таблички, на которых написано «138». Это он самый – наш маршрут. Первое время он совпадает с матрас-авеню, ведущей к Джур-Джуру.
А разделяются наши пути сразу за лесниковской будкой, где дань собирают. Ничего нам платить не надо (но и хамить тоже не вариант – говорим, что на Джурлу и нас спокойно пропускают, даже дорогу укажут).
Сразу за будкой тропа налево, резко вверх. На ней маркировка.

Всё! На тропу стали! Теперь вверх. Развилок практически нет, за исключением сокращенок. Только на Джурлу нам не надо. Потому, примерно через 50 минут – час движения будем сворачивать направо Ориентир – неожиданная надпись краской на камне: «авто на заказ» и номер телефона. Вскоре за камнем будет ответвление направо. По этому ответвлению вверх выходим на красивую поляну Чегум-Али.

Здесь можно сделать привал, насладиться видами.
Дальше продолжаем подъем вверх. Тропа одна и довольно широкая. Еще 35-40 минут движения и впереди покажутся первые скалы яйлы.
Здесь всё интуитивно понятно. Идем вдоль кромки: слева яйлинский простор, справа — обрывы Хапхала. Вскоре – самая живописная точка этих мест- Перья Хапхала.

Весь наш путь проходит мимо живописных скал. Скорость движения падает в несколько раз – каждый камень, каждая сосенка просится на фото.
На подходе к верховьям ущелья тропа начинает уходить вниз. Если в запасе есть еще время, можно продолжить прогулку. Дальше будет еще один спуск (он описан в другой статье про Хапхал). Если же на дворе зима-осень и день короткий, забредать далеко не следует, лучше спускаться тут. Спуск крутой и долгий. Главное выйти к реке. Там тропа станет более пологой. Сделав петлю, чтобы обогнуть русло правого притока, она выйдет к главной достопримечательности ущелья – водопаду Большой каскад. Ниже водопада надо перейти на противоположный берег.

По левому берегу идти удобнее. Самое последнее препятствие — скальник Щеки.
Его следует проходить по левому берегу. Но если есть небольшая веревка, можно и по правому спуститься. Уступ там небольшой. В сухую погоду Щеки – смехотворное препятствие, но в дождь очень даже не простое. Без веревки никак. В обход тоже не очень хороший вариант. Подниматься высоко, сползать круто. Проще с уступа по веревке слезть.
За щеками по широкой грунтовке возвращаемся в Генеральское. Можно свернуть к Джур-Джуру и вернуться по экологической тропе.