Декабрь 15 2018

Бакота


В окрестностях Каменца-Подольского есть не только крепости.

Когда в городе станет тесно, можно выехать на простор Бакотской затоки, а заодно и в пещерном монастыре побывать

На поиски древней Бакоты

В Бакоту я приехала рано утром. Вышла из маршрутки и сразу погрузилась в лирику пасторальных пейзажей : прохлада, ветерок, солнце просвечивает сквозь тонкие облака, деревца вокруг дороги. И при этом, абсолютно пустынная местность, никаких прохожих. Целью путешествия был пещерный монастырь, до которого предстояло добираться пешком, а представления о расстоянии имелись весьма смутные.

Предпринятый заранее поиск информации в интернете «выдал на гора» большое количество восклицательных знаков и восторженных междометий, но без всякой конкретики  ибо поэзия с цифрами не сочетается. Общение с местными жителями тоже ясности не добавило – их показания разнились от 2,5 до 5 км.

А собственно, какая разница сколько километров? Чем больше, тем длиннее приятная проулка! Дорога ровная, не утомительная. Один поворот, другой, третий.

Наконец ландшафт как-то неуловимо изменился и впереди вынырнула синяя полоска –Днестр. Грунтовка уперлась в перила смотровой площадки. По моим ощущениям, шла я совсем не долго, но часы показали – 50 минут.

На смотровой – только ветер и птицы. Этот утес над Днестром называется Белой горой и отсюда делают самые красивые фотографии Бакотской затоки (знаю, что по-русски надо писать «Бакотский залив», но есть в украинском языке слова, которые  просто не хочется переводить ни на какой другой. Снизу, с берега, такого вида нет — чем выше, тем объемнее, масштабнее картинка. И все же, сколько ни попадалось мне на глаза фотографий этих мест, ни одна из них не передавала широты и трехмерности реального пейзажа.

Тем временем к смотровой подъехала легковушка, выгрузившая небольшую компанию. Профессорской внешности дядечка воодушевленно рассказывал своим спутникам: «Место необычное! Бывает, все небо в тучах, кругом дожди, а тут солнце сияет». О своеобразности здешнего микроклимата можно прочесть и в книгах. Это не мистика. Большие водоемы часто имеют собственный микроклимат, отличающийся от климата окружающей местности. Хотя мнение, что тут место особое, очень широко распространено. Достаточно полазить по интернету: «Бакота – место силы» и т.д. в том же духе. Будучи сугубым материалистом, я, тем не менее, почти готова подписаться под этими словами, но, может быть, выразить их менее пафосно: «там хорошо!». Там свежо и прохладно, там хрустальный воздух, похожий на минералку, который можно пить и наслаждаться…

Слева от смотровой спуск к монастырю. К перилам, ограждающим тропку, приделаны таблички с изречениями разных разумных людей. Так приехавшим отдохнуть от городской скуки обывателям пытаются преподать вечные истины о патриотизме, любви к родной земле, хрупкости природы и даже о необходимости почитать ушедших предков. Здесь, вдали от библиотек и книжных киосков, эти таблички читаются хотя бы просто потому, что они — единственные письменные источники на много километров.  Читаются и врезаются в память. Возможно – это неплохой способ напомнить современному homo pragmaticus о том, что уже стало забываться. По крайней мере, идея оригинальная.

Ну и указатели повсюду, чтобы народ в трех соснах не заблудился. Самый умилительный выглядит так : большая надпись: «выход наверх», а под ней две стрелочки с буквами помельче:: «Крутой подъем» и «Более пологий подъем, но длиннее на 50м»…Прямо, как в сказке: «налево пойдешь…».

Тропка струится вниз сквозь заросли кустарников. Ну точно наш крымский шибляк! Не даром на стенде у смотровой было написано: «тут сформировался микроклимат, близкий к климату Южного Берега Крыма». И среди этих зарослей такой знакомый крымский кизил. Вот уж чего не ожидала здесь встретить! Первое кизиловое дерево, увиденное пару дней назад в Хотине меня сильно озадачило. Я полагала, что кизил – исконно крымский обитатель. Поскольку хотинский кизил был в единственном экземпляре, я отнесла его к разряду необъяснимых случайностей, типа НЛО или встречи с лешим. Но когда в Бакоте обнаружилось, что тропа местами просто усеяна опавшими красными ягодами, стало ясно, что случайность такой массовой быть не может. Дегустация ягод окончательно рассеяла сомнения, что это реальный кизил, а не результат галлюцинации. Местные ягоды ничем не отличались от крымских, но были нахально крупными, но почему-то рано опадали. Чуть позже, побывав на Каменецком базаре, я убедилась, что диковинную красную ягоду тут продают ведрами, точь-в-точь, как где-то в Бахчисарае или Судаке.

Спуск, тем временем, довольно быстро вывел к площадке перед монастырем. По масштабам Бакотский монастырь сильно уступает крымским: крошечный храмик, пара келий. Раньше пещерных помещений было больше, но в 1996 году часть скалы рухнула, уничтожив значительную часть памятника.

Свято место пусто не бывает

….Люди места эти давно оценили. Обитали они тут с самых давних времен. В интернете можно прочесть о большом количестве древних святилищ в окрестностях. Не скажу насчет большого количества, но святилище эпохи бронзы (культура шнуровой керамики 2000-1750 г. до н.э.) было раскопано в 1964 году в сотне метров от монастыря. Археологи обнаружили многочисленные осколки керамики, челюсть дикого кабана и остатки кострища. Святилище располагалось под скальным навесом. Навес низкий, мелкий. В нем и в полный рост-то не станешь. Потрясающе неуютное святилище. Надо, наверное мыслить по – первобытному, чтобы понять принцип выбора такого странного места.  В литературе есть описание еще одного памятника той же эпохи –курганообразной насыпи, вероятно, использовавшейся в качестве жертвенника. Еще в 19 веке в окрестностях Белой горы археологи выявили что-то наподобие мегалитических памятников, относящихся к позднему каменному веку. Это – большие камни, установленные либо горизонтально, либо подобно менгирам. На одном из них было выбито примитивное изображение двух людей, другой имел чашеобразные углубления, явно искусственного происхождения. Одно из углублений напоминало по форме след человеческой стопы (поклонение камням-следовикам очень распространенный древний культ у многих народов.). В 60-х годах 20 века, близ Бакоты, были найдены два капища черняховской культуры. Одно из них со следами человеческих жертвоприношений.

Гораздо больше найдено капищ древнерусского периода. Очень часто на Руси христианские храмы строились на местах древних культов. Да и не только на Руси. Это – общекультурное явление. Святые места сохраняют свой статус на протяжении тысячелетий. Религии, народы приходят и уходят, а святые места остаются. Сложно сказать, что тому причиной – инертность человеческого мышления или какие-то особые свойства, присущие определенному клочку земли. Вот и здесь, на Белой горе православный монастырь стал наследником языческого капища.

Город у Белой горы

А рядом с Белой горой, в благодатной долине, почти тысячу лет назад, возник город Бакота. Его звучное и непонятное название (ударение на первый слог), обычно переводят с древнерусского, как «желанное, чудесное место». Я — не лингвист и отвечать за правильность перевода не берусь. Просто передаю, что сама прочитала. В летописных источниках Бакота впервые упоминается в 1240г. А в 12 в. она становится столицей Днестровского Понизья, занимая 10 га площади и насчитывая 2500 жителей. Довольно прилично по тем временам. На вершине Белой горы находился укрепленный замок.

В 1341 году обитатели Бакоты выгнали из своих пределов всех феодалов и объявили себя вольными людьми. Но век такого «социалистического государства» был недолог. В 1434 году польские войска подавили восстание, разрушили замок на Белой горе, а сам город после этих событий постепенно потерял значение политического центра, уступив его сначала Смотричу, а потом Каменцу. К 17 веку Бакота превратилась в крошечную деревушку.

Монастырь в скалах

Православный монастырь на склонах Белой горы возник примерно в то же время, что и Бакота. В 1362 г в «Летописи великих князей Литовских» он упоминается, как давно действующий. Археологи, исследовавшие памятник, обнаружили выбитые в камне надписи: «благослови Христос Григория игумена, давшего силу святому Михаилу» и «Григорий воздвигл место се», которые были датированы, как относящиеся к концу 11-началу 12 века. По народной легенде в Бакоте жил Святой Антоний Печерский, основавший впоследствии Кивеско-Печерскую лавру.

Комплекс пещер на тот момент состоял из двух ярусов – нижнего (доступного сейчас для осмотра) и верхнего, находившегося примерно, в районе теперешней смотровой. Там была необычная пещера, вырубленная в виде винтовой лестницы в два оборота.
Пещерные сооружения Бакоты очень напоминают крымские . Здесь тоже существовал странный обычай совершать захоронения внутри храма. Продолговатые вырубки в полу – не что иное, как гробницы.

На протяжении своей истории монастырь разрушался и восстанавливался. В 30-х годах 15 века, он на долгие века прекратил существование .   В 1893г. был возрожден. Главная монастырская церковь  была освящена в честь Всемилостивейшего Спаса 1 августа (14 августа по новому стилю) на Маккавея. Это единственный день в году, когда в наши дни в Бакоте проводится богослужение.

Праздник привлекает многочисленных паломников. Существует поверье, что вода в здешних источниках в этот день приобретает особую целебную силу. Хотя она и в обычный день недурна. Все три бакотских источника – минеральные, хлоридно-сульфатные. Слои белого силурийского известняка, которые пересекают водоносные жилы, содержат большое количество кремня (недалеко от монастыря можно увидеть такой кремневый прослой). Потому вода из бакотских источников будет обладать теми же свойствами, что и та, которую наши бабушки старательно настаивают на кремне. Местные жители рассказывают, что она не портится при длительном хранении.

Два источника находятся рядом с монастырем, а третий чуть подальше, на тропе ведущей к берегу. Туда тоже есть смысл прогуляться. Заодно и святилище эпохи бронзы посмотреть. Потом можно отдохнуть на песчаном пляжике с видом на Бакотскую затоку.

 Бакотская затока

Здоровенная она все-таки — 1590 га. И где–то, в её глубине погребены остатки древней Бакоты.

Да, самого селения с этим названием уже более 30 лет не существует. А Бакотой в наши дни называют местность на левом берегу Днестра, между селами Гораевка и Колодиевка. В 1981 году здесь задумали строить водохранилище для Днестровской ГЭС и древняя Бакота, со всеми своими тайнами, оказалась под толстым слоем днестровской воды.

Живописная Бакотская затока – дело рук человека. На сайте природного парка «Подольские Товтры можно увидеть фотографии этой местности до затопления. Там, где сейчас водная гладь (площадь Бакотской затоки 1590 га.) находилась просторная плоская долина, выглядевшая ничуть не менее живописно! Склоны берегов возвышались над ней, как низкогорный хребет. Относительная высота Белой горы достигала 120 м. Подобно горному барьеру, склоны экранировали долину от холодных зимних ветров. Там на две недели раньше зацветали сады, созревал хлеб.

Кроме Бакоты в долине располагалось еще несколько сел. Большая часть из них входила в состав совхоза, специализировавшегося на выращивании лекарственных растений. На полях тут зрели не огурцы и помидоры, а ромашка, мята, календула, валериана, алтей, шедшие потом на нужды фармацевтической промышленности.

Сейчас местность вокруг затоки входит в состав природного парка «Подольские Товтры». На прибрежных склонах произрастает степная и лесная растительность, но особенно богата орнитофауна. Здесь обитает боле 40 видов птиц. Среди них редкие виды: большой и малый ястреб, канюк, змеед, лебедь шипун, филин, большая и малая белая цапля.

Вот так переменчивы исторические судьбы. Когда-то здесь кипела жизнь: люди воевали, торговали, растили хлеб, строили храмы, а теперь лишь представители богатой орнитофауны, да изредка появляющиеся туристы нарушают застывший покой над днестровскими водами.

как добраться

От автовокзала в Каменце–Подольском маршруткой, идущей на Старую Ушицу.
Маршрутка отправляется от автовокзала в 6-45; 9-30 ; 11-00 (данные 2014г.).
В пути минут 50.
Стоимость проезда 17 грн.(данные 2014г).
Надо заранее предупредить водителя, чтобы он остановился у поворота к монастырю. Никуда переходить не надо. Вышли – и вперед!

Километраж не подскажу. Как уже отмечала выше, все говорят по разному — от 2,5 до 5 км. Скорее всего что-то между первым и вторым. Я шла 50 минут. Обратно добежала за 42. Но хожу обычно в темпе. Потому, если не спеша, то следует рассчитывать на 1 час.

В ориентировании проблем не будет: прямая грунтовка. Ближе к монастырю, на каждом повороте есть указатель.
У смотровой , на берегу Днестра, настроение путешественникам портит табличка о необходимости оплатить вход. Тут же и обитель «мздоимцев» – покосившаяся будка. Я приехала в Бакоту рано утром 4 сентября. Будка была пуста. Возможно, в выходные и летом кто-то в ней появляется.

Спуск слева от смотровой площадки. Займет он не более 5 минут.
Тропа продолжается и за монастырем, проходит мимо упоминавшегося древнего святилища, третьего источника и спускается на берег Днестра к живописному маленькому пляжу.
Затем идет и куда-то дальше и даже маркирована. Но исследовать её полностью мне не удалось из-за лимита времени.
Обратно возвращаемся точно так же. Из Старой Ушицы маршрутки отправляются в 10-15; 10-45; 13-00; 15-00; 16-00. Примерно через 10 минут они будут у нашего поворота.

Общий итог поездки: сам монастырь довольно скромный. Основную массу впечатлений доставили ширь и простор Бакотской затоки, первозданно-чистый воздух и лиричность пейзажей.

 

Использованная литература

ВинокурI.С, Горiшнiй П.А. Бакота. Столиця двньоруського Пониззя. Кам’янець-Подiльский. Центр Подiллезнавства 1994г 362 c


Метки: , ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 15.12.2018 admin в категории "Подолье", "Украина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *