Август 15 2012

На мыс Айя по Средней полке

Для человека далекого от горных походов понятие «полка» ассоциируется исключительно с чем-то мебельно-бытовым, а фраза «прогуляться по средней полке», звучит, как абсурдная нелепица наподобие: «выспаться в серванте» или «прокатиться по шифоньеру». Потому сразу объясню, что на языке «посвященных» полкой называется неширокий скальный выступ на крутом горном склоне или обрыве. Вот такая полка имеется на обрывистом склоне, протянувшемся вдоль моря от урочища Инжир до мыса Айя.

Если смотреть на эту полку с Золотого пляжа, просто не верится в возможность безопасного прохождения по этим головокружительным кручам, а уж существование там достаточно комфортной тропы представляется чем-то из области легенд и мифов.

Такая кажущаяся труднодоступность местности отпугивает многих любителей горных прогулок.  Существующие в этих местах Верхняя тропа пользуется большей популярностью у любителей пеших походов, а на Средней полкой пользуются реже, считая вышеназванные варианты более безопасными. Лет 7 назад о Средней полке, вообще, знали единицы и информацию о ней тропе я искала достаточно долго. В то время никто из моих знакомых толком не мог рассказать ничего конкретного: слышать слышали, но ходить не ходили. В путеводителях тропа по средней полке, разумеется, тоже не упоминалась. Оставался единственный источник информации: туристический форум.

Тут нашлось много чего! Но, как всегда, с разночтениями. Одни утверждали: «Отличная тропа…Легко найти и пройти…. Красивые виды!». Другие жаловались: «Заблудились… Не нашли… Проскочили… Тропа опасная, со скальниками и сыпухой и т.д.» Одним словом стало ясно: иди сама, ищи, исследуй! Так задумка пройти Среднюю полку стала воплощаться в реальность.

Отфильтрованные из весьма обширного объема информации крупицы истины позволили довольно легко сориентироваться на местности и без всяческих блуканий пройти маршрут.

На среднюю полку можно попасть, как со стороны урочища Инжир, так и со стороны мыса Айя. Но первый вариант в плане ориентирования несравненно легче. Известно, что шансы забрести не туда, куда надо прямо пропорциональны числу развилок, а со стороны Инжира развилка всего одна!

Итак, отправной точной путешествия будет родник Аязьма-Чокрак. Здесь следует непременно запастись водой, да побольше, побольше! На средней полке источников нет, зато есть прогретые солнечными лучами скалы и  летний день там очень жарко!

От родника начинаем поиски той самой единственной развилки. Любопытно, что люди, много раз ходившие с перевала Инжир к роднику и в обратном направлении, часто даже не подозревают о её существовании, как и я в свое время: пролетала мимо, даже не замечая. Спроси меня кто-то: «ответвление от тропы видела?», с чистой совестью бы ответила: «Нет там никакого ответвления!».

Развилка весьма неявная.  Её можно найти только если знаешь, где искать.
Мои первые  поиски выглядели так: От родника начинаю движение по тропе, ведущей к перевалу Инжир. Внимательно смотрю вправо. На форуме разные авторы по разному указывают расстояние до развилки: одни 100 м, другие — 150, третьи — 200 м. Я начала считать шаги ( кстати – это самый надежный способ не промахнуться). Когда насчитала 50, увидела широкое ответвление. Оно меня немного смутило. Но 50 шагов – это менее 50 метров, то есть, слишком близко. К тому же кто-то старательно выложил камни поперек этой дороги, подсказывая, что туда не надо! Ладно, пойдем дальше! 190 шагов. Справа обнаруживается тропка. Как я уже говорила, никаких опознавательных знаков у поворота нет. Некоторым ориентиром-приметой может служить камень, торчащий из земли посередине тропки, у её начала. А на основной тропе, рядом с поворотом, выступает корень. Ориентиры так себе, но хоть какие-то.

Дальше тропа через лесок начинает подниматься вверх. Сразу за развилкой стоянка с кострищем и бревном, похожим на акулу. От неё довольно крутой подъем к подножью скальных уступов. Идти примерно 5-10 минут. В конце подъема небольшой скальный участок. На форуме о его сложности отзывались  по разному. Мое мнение: «Ничего особо сложного. Но вниз, пожалуй, будет тяжелее».

Сначала предстоит преодолеть скалку высотой метра 3, потом есть пятачок, где можно надежно стать, а потом еще три-четыре метра передвижения «а-ля ящерица». Скала не гладкая, везде есть за что уцепиться, но рекомендацию спускать рюкзаки на веревке (при спуске) поддерживаю.

Сразу за скальником не забудьте оглянуться назад: великолепный вид на перевал Инжир.

Далее, практически на всем протяжении, никаких сложностей в ориентировании. Тропа, хоть и неширокая, но превосходно различима и нигде не теряется. Лишь в одном мете, где путь перегорожен скальным выходом (примерно через 30 минут от выхода на полку), тропа становится незаметной, теряется на камне. Но её продолжение на противоположном «берегу» скальника отлично видно. Это место кто-то тоже упоминал, как сложное, хотя его просто нужно пройти «с умом» и никакого риска не будет.

Вообще, с теми, кто утверждает, что на тропе смотришь только под ноги и единственный запомнившийся вид – это собственные ботинки, я не согласна категорически. Просто не надо бежать как оглашенные. Заслуживающих внимания видов тут предостаточно, главное периодически останавливаться, и оглядываться вокруг. Не согласна я и с теми, кто говорит, что с тропы запросто можно усвистеть «моментально в море». Можно, конечно. Но и с собственного балкона усвистеть ровно столько же шансов. Еще раз повторю: не бегите! Пройдите полку не за 1-1.5 часа, а за 2-2,5! Прекрасная лирическая прогулка!

Разумеется, осторожность никто не отменяет: скалы здесь сложены конгломератом, который легко разрушается, образуя весьма неприятную сыпуху, а спуски кое-где крутоваты.

Подытоживая свои впечатления, замечу, что для людей, выражающих свое мировосприятие примерно так: «этот дурацкий подъем; эта дурацкая жара; этот дурацкий поход; этот дурацкий Крым; и, вообще, жизнь — дерьмо и мы все помрём!» такой маршрут категорически противопоказан. А для бродяг-романтиков – самое то. Некоторые элементы спортивности – это даже хорошо: не дают скучать!
На средней полке не исключены встречи с дикими животными. За вторым скальником я видела четко отпечатанные в дорожной пыли следы крупных копыт. Кто бы это мог быть? Кабанчик? Дальше они встречались вдоль тропы почти до самого мыса Айя. Так что маршрутом пользуются не только двуногие туристы.

Примерно через 1,5 часа после выхода под обрывы, тропа входит в редколесье. Это лесистые верховья оврага Казан-дере. По пути встретилась стоянка с железным колесом, приспособленным вместо столика и железной бочкой.

Тропа в лесу такая же четкая, как и по полке. Наконец, она пересекается с другой тропой (от входа в лес 15-20 минут). На перекрестке есть турик и еще один ориентир: метка желтой краской на дереве. Но сделана она, почему-то не со стороны мыса Айя, а со стороны полки, хотя ориентирование при движении в этом направлении сложностей не вызывает. В общем, если вы идете с м. Айя, то чтобы убедиться тот ли поворот, нужно будет свернуть на него и оглянуться. Если увидели желтую метку, значит всё в порядке.

Примерно минут через 15 после поворота, к дороге слева примыкает еще одна, такая же по ширине, а может и даже боле натоптанная. Если свернуть на неё и пойти в обратном направлении, то можно попасть на тропу, известную у местных под названием «тропа под верхом». Разумеется, не стоит сейчас этого делать, если, конечно же, нет цели вернуться обратно на Инжир. После места слияния троп, дорога буквально через несколько минут, выходит на сенокосные поляны, где превращается в грунтовку с колеями. Далее остается пересечь поляны и выйти  на дорогу, связывающую мыс Айя и перевал Беш-Йол-Богаз (более известный у туристов, как «развилка у беседки»). Возле поворота, со стороны дороги, стоит щит с надписью «Внимание, сеноконсы» Он может служить ориентиром при движении в обратную сторону.

Ну вот, собственно и всё. На движение от родника до выхода на дорогу ушло 2 часа 45 минут, учитывая фотографирование, любование пейзажами и сбор диких яблочек на полянах.

Далее от перевала с беседкой можно выйти в Гончарное, а можно уйти к мысу Айя (прямо с сенокосных полян) и далее на Куш-Каю и Ласпинский перевал.

На среднюю полку с Мыса Айя или перевала Беш-Йол-Богаз.

Если есть желание пройти маршрут в обратном направлении, то стоит ориентироваться на щит с надписью «Внимание, сеноконсы». возле дороги, связывающей мыс Айя и перевал. Далее идти через поляны, потом по лесу до первой развилки. На развилке выбрать левое ответвление ведущее вниз, в сторону Казан-Дере (правое — это выход на тропу «под верхом»), затем вниз, вниз, пока не увидим ответвление вправо, возле него небольшой турик. Пройдите несколько шагов по ответвлению и оглянитесь. Видите желтую метку на дереве? Значит идете правильно. Если минут через 15-20 выйдете к стоянке с железной бочкой и железным колесом в роли стола, то можете больше не беспокоиться. Дальше развилок не будет.
Примерный хронометраж

• родник Аязьма-Чокрак 00-00.
  • Ответвление на среднюю полку 00-03
  • Скальник 00-10 Второй скальник 00-40
  • Под хребтом Биллер-01-40
  • Вход в лес 01-43
  • Стоянка с бочкой 01-45
  • Перекресток с тропой 02-03.