Декабрь 24 2018

Сарпаха

Название Сарпаха на слуху — горка приметная. Со многих точек видно ее лысую вершину.

Подъем на Сарпаху прогулкой не назовешь – выматывает по полной. Он нудный, долгий, требует определенной физической подготовки и неплохой выносливости. Туда и троп–то особо нет. Но хоть однажды подняться стоит. И тогда можно увидеть сверху почти весь юго-западный Крым.

Вершина Сарпахи покатая, округлая, с нее на три стороны круговая панорама. Многие знакомые объекты открываются отсюда в неожиданном ракурсе. Например, что Куш-Кая и хребет Кокия-Бель составляют единое целое — не новость, а что они издали похожи на вросший в землю кирпич – многих удивит.

А если повернуться на 180 , то в глаза бросается Бедене-Кыр с куполами, Бойка, Басман и множество других горок. На севере белеют мергелистые склоны Бельбекской долины – вот как далеко видно!

Название Сарпаха, возможно, происходит от татарского «сарп»- «обрыв». Но обрывов тут как раз нет, даже небольших. Вершина ровная, гладкая. Где-то в интернете попадалось и другое объяснение, связывавшее название со словом «сарпан» –«стог, копна». Вот на стог гора очень похожа.

Как добраться

На покорение Сарпахи стартуем от с. Родниковое в Байдарской долине. Важный момент: выезжать из Севастополя нужно рейсом на 7-45. Если вы быстроногая лань или неутомимый лось, то можно и позже. Но всем остальным рисковать не рекомендую, так как при самом благоприятном раскладе, вернуться в долину реально не раньше, чем к 5-часовому автобусу.

От остановки в Родниковом наш путь в с. Колхозное. Потом, за лагерем, сворачиваем на дорогу, ведущую на Чуку-Баир. Поднимаемся вверх, минуем поворот, где дорога делает изгиб почти на 180 . Выше будет хорошо заметное ответвление влево. Сворачиваем на него. Грунтовка пойдет по лесу. Ни на какие тропки уходить не надо – идем по основной. Разве что можно чуток отклониться, чтобы пройти по живописным заболоченным полянкам (поляна Куста, Куста-Кум, Куста-Чаир), мимо небольшого мутного прудика и потом вернуться обратно на дорогу. На поляне под деревьями есть заброшенный колодец, но вода в нем стоячая, не питьевая.

Продолжаем путь дальше, пока не увидим кормушки, потом охотничью вышку. Дорога тут заворачивает влево почти на 90 , огибая поляну с вышкой. Потом так же круто заворачивает вправо и начинает подъем вверх. На этом подъеме нам надо сойти с дороги, свернув на отходящую вправо тропу. Поднимаясь среди можжевельников, узкая, но хорошо заметная тропа вскоре выведет на начавшую зарастать дорогу, по корой мы и продолжим движение. Дорога идет, без ответвлений то по лесу, то среди можжевельников. Но двигаться до конца по ней мы не будем, так как ведет она не на Сарпаху, а на соседнюю вершину — Виля-Бурун.

Перед тем, как выскочить из леса, на открытый слон Виля-Буруна, дорога пройдет мимо бурелома. Он будет справа. Там же, за деревьями виден большой толстый бук. Напротив бурелома, слева, в овраг (урочище Домуз-Хоба) начнет спускаться ответвление грунтовки. Достигнув тальвега, оно исчезнет. Дальше нам придется лезть на склон Сарпахи без тропы, по направлению.
Подниматься по тальвегу не надо: спустились вниз, и начинаем подъем по противоположному склону. Сначала через буковый лес, потом через можжевельник. Когда вылезем из оврага – впереди будет видна лысая вершина – наша цель. Теперь это –основной ориентир.

Устали? Отдых не скоро!

Вот такая запись в моем путевом дневничке появилась на следующий день:
«Вчера мы поднялись на Сарпаху. Это было долго и все время вверх. Сначала просто вверх, потом – круто вверх. Самые сильные впечатления оставила последняя часть пути, когда казалось, что, вот, мы уже у цели, осталось только пересечь овраг, а там уже рукой подать до вершины. Не тут-то было! Дорога, спустившись в овраг, растворилась в рассыпанных на земле листьях. Дальше шли без тропы, проваливаясь в толстый слой древесного опада. Хорошо, хоть, в буковом лесу не нужно продираться сквозь заросли. Остальное не хорошо: тропы нет, листья скользят, склон хоть и не опасный, но очень крутой. Поднимались долго. Лес сменился можжевелами, но уклон был все таким же. Наконец выбрались из оврага на склон, там уже крутизна была поменьше. Но топать –то еще сколько! Маячившая где-то вверху вершина с каждым шагом не приближалась, а отдалялась. Ты – к ней, она – от тебя, точно морковка на веревочке, которую держат перед носом несчастного ослика … Почему-то вспомнился подъем на Говерлу. Говерла -2061 м. Сарпаха – 1065. Не сказала бы, что есть различие по нагрузке».

Чтобы не скучать на нудном подъеме, можно периодически останавливаться и оглядываться назад. С вершины обзор будет масштабнее, но с подъема и Байдарская долина и Узунджа как-то ближе, крупнее и чётче. А еще на Сарпахе очень интересные камни. Гора сложена верхнеюрскими мраморовидными известняками. На ее склоне чаще, чем в других местах, можно найти кусочки породы с сохранившейся коралловой структурой. Их здесь очень много, даже искать не надо – просто внимательно смотреть под ноги. Некоторые камни очень интересны. Они не серые, а красноватые, иногда полосчатые, с переходом цвета от серо-розового до кирпичного. Так переключая внимание с пейзажей на камни, постепенно подбираемся к вершине, где нас ждут заслуженный привал, обед и фотоохота на красивые виды.

Идем обратно

Не обязательно спускаться так же как и поднимались. Чтобы разнообразить путешествие, лучше по противоположному (восточному) склону, выбрав наименее заросшее направление, спуститься в овраг, отделяющий Сарпаху от соседней вершины – Топшанара. По тальвегу оврага идет отличная четкая тропа. Она ведет с яйлы вниз, к Ай-Димитрию. Тропа петляет, огибая балки и приноравливаясь к рельефу, но на значительном протяжении не имеет развилок и ответвлений. Ближе к Ай-Димитрию, она расширяется до грунтовки. Тут ответвления будут изредка попадаться. Идем по основной дороге. На равнозначных развилках выбираем левые ветки. Так, по лесу, вскоре выйдем к стоянке и домику лесника. Пересекаем поляну перед домиком. Проходим мимо озерка (оно останется справа) и по грунтовке продолжаем движение.

После озера дорога пересекает поляны и поднимается к небольшому перевальчику, где друг за другом ответвляется несколько троп. Тропа вправо-вверх пойдет к вершине Сюндюрлю-Баир, тропа влево – на водопад Терновая Роса. Ответвление влево-вниз, которое будет чуть дальше, подойдет тем, кто хочет вернуться в Родниковое. Это 29-й плановый маршрут. Он спускается к Узундже и, перейдя на ее левый борт, выходит к Колхозному. Оттуда до Родникового около 40 минут средним шагом.

Тем, кто намерен идти в Новоборовку, нужно идти прямо, никуда не сворачивая, по основной дороге. Долгое время развилок не будет. Грунтовка спустится в лес, свернет налево и скоро выйдет к огромной развилке из большого количества дорог. Можно тут уйти вправо. Но мне больше нравится другая дорога. Надо пройти чуть дальше, мимо просвечивающей за деревьями поляны. За поляной берем левее, выходим на открытое пространство, потом снова в лес. Потом будет еще одна большая развилка. Минуем ее не меняя направления, и метров через 50 видим грунтовку вправо. Возле нее привязана красная тряпочка. Это – поворот на Новобобровку.

Последний автобус уходит из Родникового в 17-20. В Нововбобровке он через 5 минут. Надо постараться рассчитать маршрут так, чтобы быть на остановке к этому времени.