Декабрь 20 2018

Кара-Куш-Кая на Черной речке

Маршрут очень простой, и  не длительный. Подходит для неспешной прогулки на полдня

Если вы «ходите бегом» и не засиживаетесь на смотровых, то его можно проскочить за 2-3 часа. Но все же, беготня не лучшая форма ПВД.  В нормальном темпе маршрут рассчитан на полдня и идеален для зимне-осеннего периода.

Начинается наше путешествие в с. Родное от водопада Мердвень-Тубю. Большинство севастопольцев знает, как к нему выйти. Но есть и те, кому это неизвестно. Для них поясню:
В Родном автобусных остановок две. Выходить надо на 2-й остановке, где магазин. Вышли из автобуса, стали так чтобы магазин был слева и пошли вперед по улице. Идти метров 15, до первого поворота, где свернуть направо (а больше и некуда). На ближайшем доме видим надпись «ул. Центральная» и спускаемся вниз до конца улицы. Дальше проходим еще несколько метров по тропке и оказываемся на скальной площадке с видом на пруд и водопад. Отсюда есть спуск вниз. Но в каком состоянии он будет на момент вашего визита – «тайна покрытая мраком». Там периодически крепят лестницу, периодически ее кто-то срезает и тогда на ее месте оказывается веревка или толстая проволока. Но бывает, что и веревка улетучивается. Когда я была тут последний раз, у спуска болтались привязанные к железке спортивные штаны. Сколько они там провисят – неизвестно. Потому рекомендую прихватить с собой небольшую бельевую веревку, закрепить ее за железку и спуститься. Не бойтесь – это не скалолазание. Отвесный участок составляет всего лишь около 1,6-1,7м.
Есть еще один вариант спуска – чуть левее, через небольшую расселинку.

Осмотрев водопад и пещеру, идем по днищу балки в сторону виднеющейся у его устья страусиной фермы. Устье перегорожено забором с воротами, но в воротах есть калитка, через которую можно выйти. Она обычно закрыта на засов из деревяшки.
За воротами видим две грунтовки. Можно идти по любой из них. Потом они сойдутся. Вскоре выйдем к озеру. Несколько лет назад это было совершенно дикое место. Сейчас тут оборудовали площадки для отдыха и надо быть готовым к тому, что рано или поздно начнут требовать деньги за проход. Тогда озеро придется обходить выше или ниже. Но пока еще на берегах относительно спокойно.
Нам нужно перейти на противоположный берег озера. Дорога, по которой мы будем идти дальше (так называемая Манштейновская дорога), видна издали. Она поднимается на склон горы Мырза-Баир (244м) сразу за озером, и идет среди редколесья и сосновых посадок, плавно забирая все выше и выше. Правое ответвление, встретившееся по пути, надо проигнорировать. Через несколько минут подъема слева от дороги увидим большую поляну, которая очень манит свернуть. На нее даже есть парочка заездов. Но мы идем дальше.
Поднимаемся до точки, где подъем сменяется спуском. Это место хорошо выражено в рельефе и промахнуться мимо него невозможно. Еще несколько шагов, и слева, между двумя можжевельниками, покажется тропа. Тропа не широкая, но четкая. Никуда не сворачивая, она приводит прямо на замечательную смотровую, выдержанную в классическом «чернореченском стиле»: можжевельники, поляна, виды на каньон. Место это называется ск. Кара-Куш-Кая (184 м). Прямо напротив видна Исар-Кая с Бибиковским исаром. Чуть юго-западнее  — мыс Ай-Тодор. Внизу -Мельничная поляна и река.
Смотровая — главная точка маршрута.
Продолжить поход можно двумя вариантами:
Первый — вернуться на дорогу и за час спуститься в Черноречье (к Чоргуньской башне — 40 мин и к остановке на трасе еще минут 15-20). Это достаточно скучный вариант, особых живописностей от него ожидать не стоит. Дорога идет по редколесью, огибая балку Азиз-Дере. Каньона почти не видно за ветками.
Мне больше нравится другой вариант. Для него тоже надо вернуться на дорогу. А потом к поляне, которую мы видели по пути. Вдоль опушки леса или напрямик пересечь ее и через можжевельники выйти к скалам над каньоном. Прямо перед нами, на противоположной стороне, будет Ай-Тодор. Пройдя вдоль скал можно выйти к точке, где обрыв сменится склоном. Здесь есть теряющаяся тропка вниз, в каньон. Но даже, если не удастся ее обнаружить, спускаться можно и без тропы. Спуск не очень комфортный, требует осторожности, но не длинный. По пути рекомендую заглянуть в грот–навес под скалами. Он ничем особо не знаменит, но там здорово отдыхать и разглядывать окрестности. Любители минералогии могут поразглядывать скалы в гроте. Встречается хорошо выраженная коралловая структура.
Продолжив спуск, выйдем в каньон в районе утеса Кармызы-Кая, где одно из лучших мест для купания. А дальше идем вниз по течению до самого выхода из каньона и спускаемся в с. Черноречье. Идти все время по самой широкой дороге.