Хапулар
Хапулар- слово тюркское, в переводе означает «двери, ворота». Так называется одна из горок (685м) к северу от с. Колхзозное. Разумеется, никаких ворот здесь нет, а есть камни, можжевельники и хороший обзор на окрестности.
Хотя Хапулар место, в некоторой степени, историческое, идти туда стоит исключительно за пейзажами. От исторического наследия сохранилось не много – лишь участок каменной кладки, бывший когда-то стеной укрепленного загона-убежища (10-13 век). Археологами укрепление практически не исследовано: в монографии В.Л. Мыца его описанию посвящено «аж целых» 6 строчек.
Надо полагать, что ограда служила жителям окрестных селений приютом на случай военной опасности. Они поднимались сюда вместе со скотом и нехитрым скарбом и за защитой толстых стен пережидали опасное время, а если надо, то и отражали нападение неприятеля.
Как добраться
На Хапулар из Колхозного
Поднимаются на Хапулар из с. Колхозного. Войдя в село надо пройти первый «квартал» (если это слово применимо к сельской местности) и за домом, во дворе которого стоит белый «вигвам», свернуть налево, на грунтовую дорогу, идущую мимо конефермы, деревянного колодца и озерка. Небольшое озерко с дороги не видно. Оно справа, за земляной насыпью.
Грунтовка обогнет дома, свернет влево, пересечет русло Узунджи и начнет плавно взбираться по склонам г. Хапулар. Сначала по –западному, потом перейдет на северный. Подниматься к вершине можно либо по тропе, ответвляющейся от дороги вправо, либо, более плавно, от большой развилки. На развилке сходятся несколько дорог. Здесь нужно взять вправо и начать подъем по склону. Дорожка там не очень четкая, засыпанная листвой и похожая на промоину, но лес не густой и даже если тропа потеряется, можно продолжить подъем по направлению, пока не пересечемся с остатками старой дороги. Дорога не протоптана, но хорошо выражена в рельефе. Она плавно выводит на гребень Хапулара. Там, свернув налево, можно продолжить движение по широкой тропе. На всём гребне замечательный обзор. Особенно красиво в мае, пока не успела выгореть зеленая трава в долинах.
С Хапауларом у нас очередная топонимическая путаница. На карте-пятисотке и у Белянского возвышенность обозначена, как Самна-Баир (можжевеловый холм). При этом севастопольские туристы упорно называют ее Хапуларом, хотя у Белянского урочище Хапулар расположено восточнее, примерно там, где тропа, спускающаяся с вершины, пересекается с грунтовкой.
Остатки укрепления находятся неподалеку от перевальной точки, где подъем сменяется спуском. Там же и отличная смотровая площадка, и хорошее место для привала. Но это не вершина. Вершина находится дальше, обзор с нее намного хуже – мешают деревья.
От смотровой можно спуститься вниз, к Узундже, по продолжению нашей тропы. Можно продолжить путешествие, отправившись на водопад Терновая роса ( который действует только весной, до апреля) или к вершине Сюндюрлю.
От Хапулара к Терновой росе или Сюндюрлю
Чтобы идти на водопад или Сюндюрлю, надо отыскать тонкую тропку. Для этого от перевала пройдем немного на север перпендикулярно дороге и параллельно стене укрепления. Метрах в 30-50 от перевала, мы пересечемся с тонкой, похожей на звериную, тропой. Она слабая, местами теряется, но на ней нет никаких ответвлений. Тропа идет по гребню: сначала по можжевельникам, потом (немного), по лиственному лесу. По пути она пересекает вершину и, наконец, выводит на грунтовку.
- На противоположной стороне грунтовки турик и тропа на Сюндюрлю.
- К водопаду Терновая роса надо идти вниз по грунтовке до развилки. От развилки вправо вниз уйдет тропа к Узундже (29-й маршрут), дальше (вправо чуть вверх) – тропа к водопаду. Она перевалит через холм и пойдет на снижение, к ущелью, где весной шумит водопад.
Если после посещения водопада захочется и на Сюндюрлю побывать, то возвращаемся на грунтовку, поворачиваем вправо, в сторону Ай-Димитрия, проходим буквально десяток шагов и видим тропу влево– вверх. Это — тропа на Сюндюрлю.
Идти назад можно либо вернувшись к развилке и спустившись по 29-му маршруту в Колхозное, а потом в Родниковое, либо в Новобобровку, спустившись с Сюндюрлю на грунтовку. Второй вариант описан в статье про Сарпаху.