Декабрь 25 2018

На Бабуган из Краснокаменки

Пожалуй, самый короткий и комфортный вариант подъема на Бабуган.

Красоты расписывать не буду. Начнем сразу с технического описания.

Начальная точка – продуктовый магазин «Мария» в селе. Его надо обойти справа и идти вверх по улице.

Первая развилка будет прямо в поселке, берем левее. Вообще, хороший ориентир  — зеленая труба слева от дороги. Пока идем по поселку, она все время должна быть рядом. По пути, на одном из витков серпантина, справа, откроется вид на скалу-останец Красный камень. На ее плоской вершине сохранились остатки стен средневекового исара, а у подножья нынче выращивают сырье для уникального вина «мускат белый красного камня». Но отвлекаться от основного маршрута, мы не будем, нас ждут места более интересные.
Следующий ориентир – заброшенный карьер. Карьер маленький и его можно принять за какой-то котлован. Он находится сразу за последними домами. Обойти карьер можно двумя способами. У таблички указателя « Красный камень 400м. тропа Роман-Кош — 600м» свернуть направо, затем, не доходя до дома, налево, чуть подняться по тропе в лес, снова взять левее и пересечь русло временного потока. Вскоре окажемся на грунтовке уже над карьером. Этот путь короче, но «буерачнее».

Можно обойти карьер слева. В этом случае на табличку не реагируем, проходим выше по асфальту и у шлагбаума со щитом «ялтинский горно-лесной заповедник» забираем вправо, за шлагбаум. Дальше – вверх по серпантину.
Оказавшись над карьером, надо найти родник (координаты N440    34,1437     E 340   16,4324) . О том, что это родник , можно догадаться только по чавкающей под ногами влажной земле. Сам он заключен в бетонный каптаж, накрыт крышкой и огорожен синим забором. Если мы шли по вар. 1, с грунтовки сворачиваем вправо, а если по вар. 2 – влево и очень быстро выходим к синему заборчику.
От родника идем вперед и ищем четкое правое ответвление с красной маркировкой. Это начало так называемой Артековской тропы. На каждой развилке она промаркирована красными метками и стрелками.

Дальше можно идти и без моего описания. Но на всякий случай сделаю пару подсказок.
-Развилка 1 (N440   34,4564      E 340      15,9443) –поворачиваем вправо.
-Развилка №2. (N440     34,6617    E 340    15,7342) идем прямо
— Проходим мимо родника, в викимапии обозначенного номером 362. (координаты N440    35,3670   E 340 15,6150). Он слева от тропы, довольно слабый.
-Развилка №3– вправо
Выше развилки начинается бурелом, где тропа почти не видна . Ориентироваться помогают красные метки на деревьях . Через бурелом поднимаемся к нижней Артековской поляне. От нее вверх идет грунтовка на верхнюю Артековскую поляну и потом к перевалу Гурбет-Дере-Богаз (Гурзуфское седло. 1348 м над у.м.), разделяющему Гурзуфскую и Бабуган яйлы. Там, у шлагбаума, начинается территория КПЗ и велик риск нарваться на лесников. Чаще всего именно в районе шлагбаума и «пасут».

Длинное название Гурбет-Дере-Богаз перевод имеет довольно странный. Слова «дере» и «богаз» переведет каждый турист (первое- овраг, второе- проход, перевал), слово «гурбет» переводится, как «изгнание, чужбина».
В 80-х годах 20 века , в окрестностях перевала археологи обнаружили остатки святилища, функционировавшего с 3 в до н.э. по 3 н.э.. А в средние века неподалеку находился христианский храм. В отличие от предгорий и ЮБК, где церквей имелось множество, высокогорье не изобилует культовыми памятниками. Поближе к богам вознеслись всего три храма: на Ай-Петри, на Иографе и здесь, на Гурзуфском седле.
От Гурзуфского седла, продолжая движение по дороге, можно дойти до высочайшей точки Крыма – г Роман-Кош (1545м).

Хронометраж
9-00 – магазин «Мария»
9-28 табличка «Красный камень-400 м…»