Декабрь 25 2018

Бор-Кая

Бор-Кая — рыжевато-белая горка за селом Курское (12-км от Старого Крыма). Название ее переводится, как «меловая скала», хотя сложена она нуммулитовым известняком. На юго-западном склоне есть два примечательных места: необычной формы грот и средневековая скальная церковь.

Грот на Бор-Кае похож на перевернутую запятую, кляксу и или след от чего-то, что куда-то текло, но почему-то не вниз, а вверх. Если основываться на теории гипогенного карста, все логично — грот создан поднимающимися напорными водами.

Вход в грот кажется пологим и несложным. Но только кажется. Без веревки лазить не рекомендуется – на стенке почти нет выступов, за которые можно надежно закрепиться. Все неровности словно вылизаны, руки соскальзывают. Внутри болтается какой-то «мышиный хвостик», претендующий на громкий титул веревки. Но до него еще надо долезть, и что самое сложное – потом спуститься. До подножья он не достает и коварно заканчивается на довольно сложном участке. Так что в грот – только с веревкой.

Хотя забираться туда не так уж и обязательно: изнутри он похож на сотни своих собратьев, раскиданных по предгорьям. Разве что очень много прослоев нафаршированных кремневыми конкрециям. В таком количестве кремень не часто встречается.

Прямо под гротом, среди хаоса упавших камней, есть маленький пещерный храм, устроенный в скатившейся по склону глыбе. Он похож на храмы пещерных городов, вырубленные в скалах, но, как выяснилось из «умной литературы», высечен лишь частично. Основное пространство это естественная полсть между камнем и грунтом. Глыба настолько удачно « легла», что осталось лишь прорубить вход, что-то подтесать, подправить и храм готов. Впереди к нему был пристроен притвор. Над проемом входа видны пазы, будто нарисована крыша домика. Это не декоративный элемент, а карниз для укладки досок перекрывавших притвор. Сам притвор не сохранился, его стены сложенные насухо из камней, не устояли под натиском времени.

А вот кресты на фасаде оказались вовсе не древними – это работа каких-то теперешних «энтузиастов». Наши современники упражнялись на древних камнях дважды. Сначала в 80-х годах кто-то изобразил на фронтоне коленопреклоненную женщину с воздетыми руками. Сохранились фотографии этого «художественного произведения». Не к месту была эта дама на храме, но выполнили рисунок неплохо. Потом изображение стесали, и над входом появились три креста, которые мы сейчас и видим. В давнее время фронтон, возможно, украшала роспись: обнаружены фрагменты штукатурки со следами краски. Были росписи и внутри, над алатрем, сохранился их фрагмент. По характеру мазков и колористике роспись предварительно датирована 13-14 в. По словам местных жителей еще после войны рисунки хорошо просматривались.


Сведений о датировке самого храма найти пока не удалось. Сооружение может оказаться и более ранним, чем росписи. Наличие росписи говорит о том, что перед нами церковь, а не жилище отшельника, как предположил архиепископ Гавриил, описавший памятник еще в 1844 г. Росписи в средневековой Таврике характерны только для храмовых построек.
Крышу храма венчал каменный крест, устанавливавшийся в ту же вырубку, в которую вставлен теперешний.

Интересно, что в 90-е г внутри помещения нашли хачкар без надписей. Хачкар – посвятительный камень, характерный для армянских церквей.
Учитывая, что до выселения христиан из Крыма, в селении Кишлав (ныне Курское) было большая армянская община, храм вполне мог оказаться армянским. В православном храме хачкару просто нечего делать. Не исключено, что храм поставили на месте какого-то еще более древнего святилища. В той же статье приводятся свидетельства некого самодеятельного копателя (О времена! О нравы: историки советуются с черными археологами!), рассказавшего о находке поблизости 14-и погребений, и следов костра, находившихся ниже античного культурного слоя. Так, что ,возможно, здесь находилось святилище доантичного времени.
А позднее, начиная с античной эпохи, вокруг храма прослеживаются следы жизни. Склон террасирован, сохранились древние крепиды. Попадаются осколки керамики, как античного (их больше), так и средневекового периода.

Как добраться

В Курское общественный транспорт заезжает редко, потому выходить надо на повороте. Это немного западнее старого Крыма. Если ехать из Симферополя, выходить надо не доезжая Грушевки, возле указателя «Курское». Дальше — пешком по асфальту через село, потом по тому же асфальту за село. Бор-Кая видна издали. Идти надо пока не поравняетесь с ее юго-западной оконечностью. Там заметна тропа, пересекающая реку Мокрый Индол, и поднимающаяся на склон горы, прямо к гроту. Грот виден издали и может служить ориентиром. Расстояние до него от дороги – около 200м.
Церковь находится ниже на склоне, среди обвалившихся глыб.
На собственном транспорте можно проехать прямо к оконечности горы.

Использованная литература: 

А.М. Байбуртский, А.В. Джанов, Н.В. Днепровский, А.М. Фарбей . КУЛЬТОВОЕ ПЕЩЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ В УРОЧИЩЕ БОР-КАЯ. Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV 207-242


Метки:
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 25.12.2018 admin в категории "Восточный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *