Декабрь 25 2018

Бор-Кая

Бор-Кая — рыжевато-белая горка за селом Курское (12-км от Старого Крыма). Название ее переводится, как «меловая скала», хотя сложена она нуммулитовым известняком. На юго-западном склоне есть два примечательных места: необычной формы грот и средневековая скальная церковь.

Грот на Бор-Кае похож на перевернутую запятую, кляксу и или след от чего-то, что куда-то текло, но почему-то не вниз, а вверх. Если основываться на теории гипогенного карста, все логично — грот создан поднимающимися напорными водами.

Вход в грот кажется пологим и несложным. Но только кажется. Без веревки лазить не рекомендуется – на стенке почти нет выступов, за которые можно надежно закрепиться. Все неровности словно вылизаны, руки соскальзывают. Забравшись в грот,  ощущаешь себя под куполом цирка, и не потому, что свод округлый, а потому, что ты тут как-то очутился, а безопасная твердь осталась где-то внизу. Высота самого грота около 12-15 м, согласно справочникам. А веревка, которая там уже несколько лет болтается, имеет длину 40 м. Так , что думайте сами, надо ли вам туда лезть. Базовые навыки скалолазания и хорошая физподготовка  пригодятся

Хотя забираться туда не так уж и обязательно: изнутри он похож на сотни своих собратьев, раскиданных по предгорьям. Разве что очень много прослоев нафаршированных кремневыми конкрециям. В таком количестве кремень не часто встречается.

Прямо под гротом, среди хаоса упавших камней, есть маленький пещерный храм, устроенный в скатившейся по склону глыбе. Он похож на храмы пещерных городов, вырубленные в скалах, но, как выяснилось из «умной литературы», высечен лишь частично. Основное пространство это естественная полсть между камнем и грунтом. Глыба настолько удачно « легла», что осталось лишь прорубить вход, что-то подтесать, подправить и храм готов. Впереди к нему был пристроен притвор. Над проемом входа видны пазы, будто нарисована крыша домика. Это не декоративный элемент, а карниз для укладки досок перекрывавших притвор. Сам притвор не сохранился, его стены сложенные насухо из камней, не устояли под натиском времени.

А вот кресты на фасаде оказались вовсе не древними – это работа каких-то теперешних «энтузиастов». Наши современники упражнялись на древних камнях дважды. Сначала в 80-х годах кто-то изобразил на фронтоне коленопреклоненную женщину с воздетыми руками. Сохранились фотографии этого «художественного произведения». Не к месту была эта дама на храме, но выполнили рисунок неплохо. Потом изображение стесали, и над входом появились три креста, которые мы сейчас и видим. В давнее время фронтон, возможно, украшала роспись: обнаружены фрагменты штукатурки со следами краски. Были росписи и внутри, над алатрем, сохранился их фрагмент. По характеру мазков и колористике роспись предварительно датирована 13-14 в. По словам местных жителей еще после войны рисунки хорошо просматривались.


Сведений о датировке самого храма найти пока не удалось. Сооружение может оказаться и более ранним, чем росписи. Наличие росписи говорит о том, что перед нами церковь, а не жилище отшельника, как предположил архиепископ Гавриил, описавший памятник еще в 1844 г. Росписи в средневековой Таврике характерны только для храмовых построек.
Крышу храма венчал каменный крест, устанавливавшийся в ту же вырубку, в которую вставлен теперешний.

Интересно, что в 90-е г внутри помещения нашли хачкар без надписей. Хачкар – посвятительный камень, характерный для армянских церквей.
Учитывая, что до выселения христиан из Крыма, в селении Кишлав (ныне Курское) было большая армянская община, храм вполне мог оказаться армянским. В православном храме хачкару просто нечего делать. Не исключено, что храм поставили на месте какого-то еще более древнего святилища. В той же статье приводятся свидетельства некого самодеятельного копателя (О времена! О нравы: историки советуются с черными археологами!), рассказавшего о находке поблизости 14-и погребений, и следов костра, находившихся ниже античного культурного слоя. Так, что ,возможно, здесь находилось святилище доантичного времени.
А позднее, начиная с античной эпохи, вокруг храма прослеживаются следы жизни. Склон террасирован, сохранились древние крепиды. Попадаются осколки керамики, как античного (их больше), так и средневекового периода.

Как добраться

В Курское общественный транспорт заезжает редко, потому выходить надо на повороте. Это немного западнее старого Крыма. Если ехать из Симферополя, выходить надо не доезжая Грушевки, возле указателя «Курское». Дальше — пешком по асфальту через село, потом по тому же асфальту за село. Бор-Кая видна издали. Идти надо пока не поравняетесь с ее юго-западной оконечностью. На собственном транспорте можно этот путь можно проехать.  Грот виден издали и может служить ориентиром. Расстояние до него от дороги – около 200м.

Грунтовка, отходящая от дороги направо отлично заметна. Она спускается к реке Мокрый Индол и продолжается на противоположном берегу. Реку легко перейти по камешкам.

Под горой разбит яблоневый сад. Обходим его по грунтовке. Сад остается справа. Идем,  пока не увидим информационный щит «средневековая церковь».  От щита тропа поднимается сначала к церкви, вырубленной в каменной глыбе, а потом и к гроту.

Дойти к гроту проще простого, а вот залезть  в него уже посложнее.  Стенки его гладкие, почти без зацепок, уклон серьезный.  Есть  стационарно закрепленная веревка. Но, без опыта таких приключений, лучше не рисковать.

Использованная литература: 

А.М. Байбуртский, А.В. Джанов, Н.В. Днепровский, А.М. Фарбей . КУЛЬТОВОЕ ПЕЩЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ В УРОЧИЩЕ БОР-КАЯ. Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IV 207-242


Метки:
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 25.12.2018 admin в категории "Восточный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *