Боко-Которский залив
Которская бухта — самая протяженная бухта в Европе.
Боко-Котрский залив, или Бока- Которская
Есть в мире места красивые, а есть уникальные, созданные в единичном экземпляре. Это о Боко-Котрской бухте, или как ее здесь называют Боке Которской. Бока- слово итальянское, означает — залив, устье, пасть и т.д.
Название сохранилось с тех времен, когда берегами бухты владели венецианцы. Более чем 300 летнее существование в культурном поле Италии оказало влияние на все стороны жизни. Города Боки несут глубокую печать итальянских традиций. В языке обитателей побережья много итальянских слов, да и сами они выделяются в особую этническую общность, называющую себя бокельцами или бокезами. Если к югу от полуострова Завала жили племена паштровичей, то, начиная от Будвы и к северу были бокельские земли.
Венеция утвердила здесь свое влияние с 1420 года. Городские общины, в основном, добровольно принимали ее покровительство, поскольку оно было меньшим злом, нежели надвигавшаяся с юга турецкая угроза. Да и венецианцы не вели себя здесь, как захватчики. Их культурное влияние было мягким, они не покушались на традиционные устои, национальные особенности, уклад жизни. Свои внутренние вопросы бокельские общины решали самостоятельно, хотя и в рамках венецианского законодательства. Все, что интересовало Венецию – это экономика. Остальное ее не волновало, потому и властвовала она на здесь мирно.
Бока-которская бухта – крупнейший залив не только на Адриатике, но и на всем Срединземноморье. Изгибаясь под всевозможными углами, она врезается в сушу на 22, 5 км.
В экскурсионных буклетах бухту часто называют самым южным фьордом Европы. Это, конечно же, рекламная небылица. Фьорды – ледниковые образования, формировавшиеся в результате выпахивающего действия покровного ледника, потому сосредоточены они в северных странах, где десятки тысяч лет назад поверхность покрывала мощная шапка ледникового щита. Южной Европы оледенение не достигло и, следовательно, никаких фьордов здесь быть не может. А Которская бухта – это затопленная речная долина (точно так же как и Севастопольская бухта в Крыму, только намного масштабнее).Такие берега на научном языке называются ингрессионными. Они образуются когда территории испытывает опускание и морские воды заполняют долины рек.
Если смотреть на Боку с воздуха, она напоминает нору, прорытую фантастическим зверем, эдакий ход с закутками. Мысы делят ее на три более мелких залива. Самый близкий к открытому морю – Герцогновский. От Адриатики он отделен полуостровом Луштица. Чтобы из этого залива попасть дальше, вглубь, надо пройти через пролив Вериге – самую узкую часть Боки (300 м). Когда – то тут от берега до брега натягивали железную цепь, чтобы воспрепятствовать проходу вражеских судов. Та часть, что за проливом, делится на Которский и Рисанский заливы. Между Котрским и Герцогновским заливом в акваторию врезается гористый полуостров Врмац.
Возможно, Бока не выглядела бы такой укромно спрятавшейся, если бы ее не окружали горы. Их громады подступают прямо к урезу воды, оставляя свободной для поселения лишь узкую береговую полосу.
От Рисана до Герцог-Нови протянулся массив Ориен (масимальная высота 1893 м). Ориен, а точнее – плоскогорье Кривошье -самое дождливое место в Европе. Здесь выпадает 5000 мм осадков в год, даже больше, чем на г. Ловчен (для сравнения – в Крыму, на Ай-Петри за год выпадает 1000 мм -т.е в 5 раз меньше, а в Ялте 500-600 мм).
С юго –запада к заливу подступает Массив Ловчен
В любом из городов Боко-Которского побережья можно зависнуть надолго: гулять по старым улочкам, фотографировать интересные сюжеты, отдыхать на пляже или проводить вечера в кафе. Но если времени на смакование бокельских прелестей у вас нет, то как , это не покажется странным, все города побережья можно увидеть за 1-2 дня. Это кажется невероятным, но это реальность. Дело в том, что прибрежные поселения городами можно назвать весьма условно: число жителей и размеры их весьма скромны, потому на осмотр каждого уйдет не так уж много времени. Второй фактор быстроты — переезд между всеми этими населенными пунктами занимает от 20 минут до 2, 5 часов, а транспорт ходит с интервалом 15-30 минут