Апрель 2 2010

Бибиковский исар — поход на полдня

Этот несложный, но богатый интересными местами маршрут особенно придется по вкусу начинающим туристам. Его вполне можно назвать «семейным маршрутом», так как по силам он практически всем. Опытный турист пробежит его за пару часов, пожилой человек или семья с детьми могут растянуть движение на целый день, превратив поход в неспешную прогулку.

Начинаем наше путешествие от остановки «Поворот на Алсу», сразу за апокалиптического вида развалинами гасфортовского рудоуправления. Доехать сюда можно автобумом «5-й км-Передовое». От автостанции около 20 минут езды. Выбравшись из автобуса, переходим на противоположную сторону дороги. Можно начать движение по асфальту, ответвляющемуся от основной трассы, но намного приятнее идти по лесу. Тропка начинается напротив двухэтажного здания гостиницы. Сворачивать с неё никуда не нужно, все ответвления игнорируем. В конце концов, тропа выводит на тот же самый асфальт, но срезав приличный кусок лишнего пути. По асфальту нам остается пройти совсем немного.


Поворачиваем направо, идем вверх. По дороге встретится любопытная табличка с надписью «пиво, мороженное» и указателем, где все эти блага можно получить. Вскоре после этой, непонятно кому адресованной, рекламы покажутся приземистые белые строения военных складов. Напротив них нам нужно будет сойти с асфальта, свернув влево на пересекающую сосновый лес хорошо протоптанную дорожку. Через несколько минут она выйдет в можжевеловое редколесье и приведет к полянке, с которой виден возвышающийся напротив утес, с зияющим в его склоне гротом. От полянки забираем влево и выходим на широкую дорогу, плавной дугой огибающую склон. Эта дорога была проложена еще в средние века и вела к небольшому укреплению – исару, размещавшемуся на вершине утеса. За исаром в краеведческой литературе закрепилось два названия – Чоргуньский и Бибиковский. Первое – от близлежащего селения Чоргунь (ныне Черноречье), второе – от фамилии археолога впервые исследовавшего и описавшего памятник.

Достигнув седловины, отделяющей утес от соседних возвышенностей, дорога сужается и превращается в неширокую, но хорошо заметную тропу, змеящуюся между можжевеловыми кустами и приводящую к самой вершине.

Сквозь остатки каменных стен проходим к вершине утеса, повторяя путь тех, кто когда-то поднимался сюда, чтобы, вглядываясь вдаль, следить за долиной, не появятся ли на горизонте вражеские полчища. Странное это все-таки чувство – соприкосновение с минувшим. Казалось бы, каких только развалин на своих путях- дорогах не встречали, но всякий раз, когда касаешься рукой замшелого камня разрушенных стен, невольный холодок пробирает. Какая бездна времени пролетела, сколько поколений ушло в небытие с тех пор, как древний строитель пригонял друг к другу эти каменные блоки! Как выглядел этот человек, к какому племени принадлежал, о чем думал, возводя свою постройку на вершине горы? Наверное тогда так же светило солнце над долиной , так же шумела под склонами Черная речка… Хотя нет, не Черная. Наверняка, она тогда называлась иначе. Ведь сменились не только века, сменились народы. Цветущие поселения успели превратиться в безлюдные пустоши, остатки жилищ скрылись под слоем земли, и только горы остались такими, как прежде…

Раскопки на Исар-Кае проводились дважды – в 1938 и в начале 80-х годов. В последний раз, кроме самого укрепления, были исследованы и остатки поселения 5-15 веков, находившегося неподалеку. Вероятно, крепостёнка служила убежищем его жителям на случай опасности. Как предполагают археологи, укрепление просуществовало до конца 15 века и было разрушено при турецком нашествии.


Немного ниже укрепления, на склоне той же горы, расположен еще один исторический или, вернее, доисторический памятник – пещера–грот Мурзак-Коба. Своды этого грота облюбовали когда-то первобытные люди. Здесь находилась стоянка эпохи мезолита (14-7 тыс. лет назад). Исследователи обнаружили в гроте кремневые орудия (нуклеусы, отщепы, микролиты, отбойники, скребки, гарпун и т.д), костяные шила и проколки, кости животных, и большое количество раковин улиток. Орудия, найденные здесь, имеют много общего с находками стоянок Шан-Коба, Фатьма-Коба, что может свидетельствовать о принадлежности их к одной культуре. По находкам можно сделать некоторые выводы о быте людей того времени. Чем, к примеру, питался обитатель пещер? В гроте обнаружены остатки костей животных. Больше всего костей косули, хотя есть и кабан и олень и даже … медведь. Но не стоит думать, будто древние люди были избалованы мясной диетой. Количество костей животных просто мизерно по сравнению с огромным количеством раковин улиток. Именно улитка хеликс вульгарис, в изобилии расплодившаяся в теплом и влажном климате раннего голоцена, стала основной пищей человека того времени. Очень много таких раковин и на стоянках Шан-Коба и Фатьма-Коба. «Мода» на поедание улиток была распространена в это время по всей Южной Европе от Испании и Франции до Крыма(кое-где и до сих пор не прошла). Наличие гарпуна среди находок говорит о том, что и рыбной ловлей здесь не пренебрегали.


Как ни странно, но красота окрестных пейзажей не действовала на обитателей грота облагораживающе. Они практиковали весьма малоэстетичные и жестокие обряды. Об этом поведала сделанная в гроте находка — парное захоронение мужчины и женщины. У погребенной женщины отсутствовали фаланги обоих мизинцев. Увечье было результатом не несчастного случая, а выполнения какого-то дикого ритуала.

Надо заметить, что сходные ритуалы существовали у многих первобытных племен в разных концах Земного шара. Похоже, что хотя природа и наделила человека разумом, но не успела объяснить, для чего он нужен и как им пользоваться. И вот человек, вместо того, чтобы придумывать что-то полезное и красивое, изобретает всяческого рода отвратительные обычаи.

По методу М. Герасимова был реконструирован внешний облик погребенных. Оба они были достаточно высокого роста. Мужчина около 180 см, женщина (по разным данным) от 157 до 172см. Возраст мужчины около 40-50 лет. Женщины — не более 20-25. Черты её лица удивительно гармоничны: высокий лоб, тонкий с небольшой горбинкой нос, большие миндалевидные глаза, широкий овал лица с некоторыми чертами монголоидности. Черты монголоидности были присущи и мужчине. Совместное погребение, возможно, говорит о зарождении парного брака.

К гроту Мурзак-Коба ведет слабозаметная тропка. Начало её нужно искать на поляне с можжевельниками. Ориентиром на начало тропы может служить сложенное из камней кострище. Возле него сверните влево (если идете на спуск) и поищите небольшой турик у самого края поляны. Начало тропы заметно очень плохо. На помощь приходят турики. Их здесь 3 или 4. От последнего турика тропа уже читается четко и приводит прямо к самому гроту.

Чтобы продолжить путешествие после осмотра грота и спуститься к Черной речке, нужно вернуться на поляну. Не стоит соблазняться узкой и неудобной тропкой идущей вниз от грота. Отправившись по ней, вы не сэкономите время! Лучше потратить немного усилий на подъем обратно, но зато спуститься по нормальной, удобной дороге.


Итак, возвратившись на поляну с кострищем, спускаемся вниз до седловинки, отделяющей Исар-Каю от соседней возвышенности. С седловинки влево-вниз уходит тропа. Чем ниже, тем шире она становится, пока, наконец, не превратиться в достаточно просторную лесную дорогу. По ней вы очень быстро и комфортно спуститесь к реке. Здесь путешественникам предстоит задача переправы на другой берег. Это придется делать вброд! Никаких мостиков или даже камешков тут нет. На противоположной стороне, вдоль русла реки, идет широкая растоптанная грунтовка. По ней движемся вниз по течению. Через некоторое время дорога начнет отдаляться от реки, поднимаясь в гору. Здесь, прямо на земле, встречается много кусочков кремня. Они легко отличимы от прочих камней и с первого взгляда кажутся похожими на осколки битого фаянса или пластмассы сероватого цвета. Обычно встречаются мелкие кусочки, но иногда попадаются и крупные образцы.

Перевалив через гору, дорога спускается в Черноречье, прямо к еще одному историческому памятнику — Чоругньской башне. Мимо башни, по асфальтовой дороге, выйдем на трассу.
Через Черноречье проезжают автобусы и маршрутки «5-й км – Терновка», на которых можно вернуться обратно в Севастополь.


Метки: ,
Головина Татьяна. Все права защищены

Опубликовано 02.04.2010 admin в категории "Юго-Западный Крым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *