Нораванк
Все, кто побывал в Армении и не поленился написать об этом в Интернете, самым впечатляющим местом называют Нораванк и настоятельно рекомендуют его к посещению. Секрет такого единодушия прост: не так уж много существует мест, где шедевры архитектуры соседствуют с шедеврами природы. А здесь именно так. Сложно сказать, что в Нораванке больше впечатляет – сам монастырь с его тончайшими резными барельефами или окружающие его скалы цвета заходящего солнца.
Когда, еще не побывав в Нораванке, видишь его фотографии, невольно прикидываешь, какими фильтрами пользовался автор и какие движки в фотошопе дергал, чтобы придать скалам насыщенный красный цвет. Но приезжаешь на место и понимаешь: фотошопом тут и не пахнет, все цвета естественны.
Монастырский комплекс встроен в склон довольно глубокого ущелья, поближе к его верхней части . Посмотришь в одну сторону, там холмы и скалы, посмотришь в другую – борта ущелья сходятся оставляя узкую щель. Что там, за перевалом? А внизу, незаметная отсюда скользит по каменистому руслу горная речка.
«Нораванк» — в переводе означает -«новый монастырь». Вот уже 800 лет он носит это название . Основан он в 1205(и). епископом Ованнесом и в 13-14 веках служил резиденцией епископов провинции Сюник.
Строился комплекс не один десяток лет. Самой первой здесь появилась церковь Сурб Карапет (Св. Иоанна Крестителя), построенная в 13 веке Она более приземистая и находится с краю монастырского двора, поздней к ней был пристроен притвор Св. Григория.
А главная доминанта комплекса — храм Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) — был построен в 1339г . Он изначально строился, как усыпальница и заупокойный храм княжеского рода Орбелянов.
Храм двухэтажный. На первом этаже, в полу, сделаны захоронения. На втором этаже размещается молельня. Да. собственно и весь монастырский комплекс Нораванка является усыпальницей Орбелянов. Пол церкви Сурб Карапет тоже покрыт захоронениями.
Но вернемся к церкви Св. Богородицы. В ее архитектурном решении есть оригинальные черты. Чего стоит ведущая на второй этаж узкая лестница без перил. Подняться по ней не так уж и просто. Многие попросту заползают на четвереньках, держась за натянутые вдоль стен тросы. Без тросов подъем оказался бы довольно рискованным, идти пришлось бы впритирку к стене.
Все постройки Нораванка украшены барельефами работы известного скульптора Момика, того самого, что построил церковь в Арени. Таких потрясающих барельефов нет больше в Армении нигде! (разве что почерневший от прожитых лет хачкар из Севанаванка чем-то с ними перекликается). Самый знаменитый и уникальный барельеф находится на храме Сурб-Карапет. Сюжет его необычен: Бог-отец держит в руках сотворенного им Адама. Сбоку изображение распятия.
В иконографии изображение Бога-Отца, вообще, не часто встречается.
Свои сюжеты и на стенах церкви Святой Богородицы. Вход в молельню увенчан барельефом, изображающим Христа и апостолов Петра и Павла, а над дверью в нижний зал в камене выбито изображение самой Богородицы с младенцем.
В Нораванке Момик работал до конца жизни и здесь же похоронен. У церковной стены находится его скромная могила, украшенная маленьким хачкаром. Год смерти Момика совпадает с годом окончания строительства храма. Такое совпадение дало повод для возникновения местной легенды, рассказывающей будто князь пообещал скульптору в жены свою дочь, если тот успеет построить церковь за 3 года. Задача казалась невыполнимой, но Момик справился. А коварный князь не захотел выполнять свое обещание и расправился со скульптором, подослав человека, столкнувшего его с крыши храма. Легенда драматична, но, скорее всего, далека от истины. Если сопоставить даты начала и конца карьеры Момика, — а его первые работы датируются 1283 г, — то получается, что творил он 56 лет и на момент действия легенды был уже как минимум 70-летним старцем. Вряд ли для него был актуален брак с молодой княжной.
Если есть возможность, задержитесь в Нораванке до наступления заката, когда цвет скал сольется с цветом солнца – впечатления и отличные фото гарантированы.
Три способа добраться в Нораванк.
1.Поскольку Нораванк находится за пределами населенных пунктов, добраться сюда на общественном транспорте невозможно. Вариант один: автобусом, следующем в Горис или Сисиан доехать до Арени и попросите водителя остановить у поворота в Нораванк (все водители его знают). А дальше либо 8 километров пешком по живописному каньону, либо по нему же автостопом.
- Если вы счастливчик с машиной, то из Еревана вам следует двигаться по трассе ведущей в Горис.
В поселке Арени, как раз за знаменитой пещерой, которая будет служить ориентиром, следует повернуть направо, в каньон между скал. Это и есть путь в Нораванк. От поворота до монастыря около 8 км.
Расстояние от Еревана до Нораванка примерно 120 км. Проезд на машине займет около 1,5 часов.
- Если у вас нет машины, но средства позволяют, можно нанять такси. Поездка из Еревана в Хор-Вирап, Арени и Нораванк обойдется в 25000 -30000 драм , т.е 3500-4300 руб (в зависимости от вашего умения торговаться)
Фото-точки
Людей с фотоаппаратом, конечно же, интересуют места, откуда можно сделать самые эффектные снимки. Делюсь информацией, но предупреждаю: на ваш страх и риск.
За церковью Сурб Карапет в стене есть калитка. Если выйти через нее за пределы монастыря, то можно заметить тропу влево. Поднимитесь по ней немного и увидите монастырь со стороны.
Но тропа не заканчивается, она идет все дальше и дальше, к эффектным смотровушкам под скалами. Не буду скрывать, что виды оттуда получше. Но во-первых тропа сыпушная и идет рядом с обрывом, во-вторых со скал постоянно что-то сыпется. В основном это мелкие камешки.
Если постоять в тишине, то можно услышать отчетливый шуршащий звук. Нет никакой гарантии, что вместо мелочевки не «вздумает» осыпаться что-то покрупнее.
В общем, я вас предупредила.
Кстати. В печатном путеводителе эту информацию я не даю (имеющий уши да услышит, имеющий мозги, да подумает)